Сарасате Пабло де
Сараса́те Па́бло де, Мартин Мелитон Пабло де Сарасате-и-Наваскуэс (Martín Melitón Pablo de Sarasate y Navascués) (10.3.1844, Памплона – 20.9.1908, Биарриц, Франция), испанский скрипач и композитор.
Сын военного капельмейстера. Получив стипендию от королевы Изабеллы II, поступил в 1856 г. в Парижскую консерваторию, которую окончил по классам скрипки Ж.-Д. Аляра (1857, первая премия) и гармонии Н. А. Ребера (1858, первая премия). С 1860-х гг. активно гастролировал в странах Европы, наибольшую известность получил после поездки в Северную и Южную Америку (1867–1871). В России выступал с 1869 г., играл в ансамбле с А. Г. Рубинштейном, Н. Г. Рубинштейном, Г. Венявским, Л. С. Ауэром, К. Ю. Давыдовым, А. В. Вержбиловичем; сохранились записи на фонографические валики, сделанные в 1898 г. в Москве (хранятся в Российском национальном музее музыки) и в 1904 г. В начале 1860-х гг. основал в Париже квартет.
Один из самых значительных и популярных скрипачей 2-й половины 19 в. Его игра отличалась техническим совершенством (многие современники, в том числе Ауэр, отмечали свободное и непринуждённое исполнение, незаметное преодоление технических сложностей, чистоту интонации). Для исполнительского стиля П. де Сарасате были характерны светлый звук небольшой силы, широкое вибрато, ритмическая свобода. Ему посвящали свои сочинения М. Брух («Шотландская фантазия» и Концерт для скрипки с оркестром № 2), Г. Венявский (Концерт для скрипки с оркестром № 2), К. Сен-Санс (концерты для скрипки с оркестром № 1 и № 3, «Интродукция и рондо-каприччиозо»), Э. Лало (Концерт для скрипки с оркестром и «Испанская симфония») и др.
Из композиторского наследия П. де Сарасате поныне сохраняют популярность скрипичные пьесы «Цыганские напевы» (1878), «Баскское каприччио» (1880), Фантазия на темы «Кармен» Ж. Бизе (1881), «Интродукция и тарантелла» (1899) и другие произведения.
Оказал влияние на творчество И. Альбениса, М. де Фальи, Э. Гранадоса.