Большаков Григорий Филиппович
Большако́в Григо́рий Фили́ппович [23.1(5.2).1904, Санкт-Петербург – 3.2.1974, Москва], российский певец (тенор), народный артист РСФСР (1951).
Сын рабочего. Пению обучался в Ленинградском музыкальном техникуме (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского) у И. Г. Супруненко, брал уроки у Р. Ф. Нувельнорди. По окончании 3 курсов техникума в 1927 г. поступил в хор ленинградского Малого оперного театра (МАЛЕГОТ). В 1928–1930 гг. солист ленинградского Театра комической оперы, где с особым успехом выступал в оперетте Ж. Оффенбаха «Перикола» в партии Пикильо. В 1930 г. принят по конкурсу в ленинградский Государственный театр оперы и балета, на протяжении 6 лет исполнял здесь ведущий репертуар. В 1936 г. приглашён в Саратовский театр оперы и балета, где также пел основные партии лирического и драматического репертуара (Фауст в одноимённой опере Ш. Гуно, Герман в «Пиковой даме» П. И. Чайковского, Хозе в «Кармен» Ж. Бизе, Радамес в «Аиде» Дж. Верди).
В 1938–1958 гг. солист московского Большого театра (дебютировал в партии Давыдова в опере «Поднятая целина» И. И. Дзержинского). Придя в Большой театр уже зрелым певцом-актёром, артист создавал разноплановые роли – лирические, эпические, трагедийные, героико-романтические и характерные: Фауст и Ромео («Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Герцог, Радамес и Альфред («Риголетто», «Аида» и «Травиата» Дж. Верди), Водемон, Ленский и Герман («Иоланта», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского), Дубровский (одноимённая опера Э. Ф. Направника) и Левко («Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова), Хозе и Синодал («Кармен» Ж. Бизе и «Демон» А. Г. Рубинштейна), Альмавива и Арнольд («Севильский цирюльник» и «Вильгельм Телль» Дж. Россини), Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло) и Князь («Русалка» А. С. Даргомыжского), Собинин («Иван Сусанин» М. И. Глинки) и Абесалом («Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили), Самозванец и Андрей Хованский («Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского), Пинкертон («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини) и Джеральд («Лакме» Л. Делиба), Печорин («Бэла» А. Н. Александрова) и Щепин-Ростовский («Декабристы» Ю. А. Шапорина), Мишук («Тихий Дон» Дзержинского) и Незеласов («Никита Вершинин» Д. Б. Кабалевского). Сталинскими премиями отмечены образы Вакулы (1942, 1-й степени) и Андрея (1950, 2-й степени) в операх Чайковского «Черевички» и «Мазепа». Всего за 20 лет работы в Большом театре певец спел 34 партии.
Исполнительскую манеру Г. Ф. Большакова отличала выразительная фразировка, мощность звучания верхнего регистра, драматический темперамент. Обладал голосом широкого диапазона, ровным во всех регистрах, гибким и подвижным, что позволяло певцу облегчать звучание при исполнении партий лирического тенора и, наоборот, петь насыщенным тембром драматические партии.
С участием Г. Ф. Большакова записаны оперы «Иоланта» (1940), «Мазепа» (1949), «Хованщина» (1953), сцены и арии из опер «Русалка», «Пиковая дама», «Черевички», «Майская ночь», «Бэла», «Тоска» Дж. Пуччини, «Кармен», советские песни. Фирмой «Мелодия» выпущена сольная грампластинка певца с фрагментами из опер русских композиторов (1980). Снимался в документальном фильме «Чайковский» (1940, режиссёр Я. Л. Миримов) и в фильме-опере «Черевички» (1944, режиссёры Н. Н. Кошеверова, М. Г. Шапиро). Артисту посвящён телефильм «Большой певец Большого театра» (2009, режиссёр Л. Колосов).
Автор статей в газете Большого театра «Советский артист».