Эскимосы
Эскимо́сы (самоназвание – юпигыт), этническая общность, группа эскимосско-алеутских (эскалекутских) народов циркумполярной зоны. Живут на южном и восточном побережье Чукотского п-ова на северо-востоке России (1,7 тыс. человек, в том числе 1,5 тыс. человек в Чукотском автономном округе, – 2020, перепись), п-ове Аляска на северо-западе США (34,3 тыс. юпик и 33,4 тыс. инупик – 2010, перепись), на севере Канады (инуит; 65 тыс. человек – 2016, перепись), на западе и юго-востоке о. Гренландия в Дании (55 тыс. человек – 2015, перепись). В основном принадлежат к арктической расе. Говорят на эскимосских языках, в США и Канаде – также на английском и французском, в Гренландии – на датском, в России – в основном на русском, а также на чукотском языках. В основном христиане (протестанты, католики, православные).
К эскимосам юпикской группы относятся азиатские, центрально- и южноаляскинские эскимосы, к эскимосам инуитской группы – эскимосы Северной Аляски, Канады и Гренландии. Азиатские эскимосы живут в основном в Провиденском (посёлок Провидения, сёла Новое Чаплино и Сиреники), Чукотском (сёла Уэлен, Лаврентия, Лорино) и на юге Иультинского (посёлок Уэлькаль) района Чукотского автономного округа, а также в г. Анадырь, 1,6 тыс. человек – на северо-западе о. Святого Лаврентия в США, в том числе в посёлках Гамбелл (0,6 тыс. человек) и Савунга (0,7 тыс. человек); центральноаляскинские эскимосы – между заливом Нортон на севере и заливом Нушагак и озером Илиамна на юге, на о-вах Нунивак и Нельсон и в низовьях рек Юкон и Кускокуим (32,3 тыс. человек); южноаляскинские эскимосы (алютик, сугпиак) – на побережье п-овов Аляска и Кенай до залива Принс-Уильям и о. Кадьяк (0,4 тыс. человек); северноаляскинские эскимосы (инупиак) – от бухты Хупер в Беринговом море до о. Бартер в море Бофорта, на о-вах Нунивак и Диомида и во внутренних районах Аляски (33,4 тыс. человек). Канадские эскимосы живут в регионе поселения Инавиалуит (север Северо-Западных территорий; 3,3 тыс. человек – Департамент по делам индейцев и развитию северных территорий, 2017), на территории Нунавут (27,1 тыс. человек), в областях Нунавик (север провинции Квебек; 10,8 тыс. человек) и Нунатсиавут (северо-запад провинции Ньюфаундленд и Лабрадор; 2,3 тыс. человек). О гренландских эскимосах см. в статье Гренландцы.
Предки эскимосов отделились от другой эскимосско-алеутской общности в 4–2-м тыс. до н. э. в результате расселения по арктическому побережью Северо-Восточной Азии и Северной Америки. Их главным занятием был морской зверобойный промысел, составивший основу палеоэскимосской культуры о. Врангеля и неоэскимосских культур Дорсет, древнеберингоморской культуры, Бирник, Пунук, Туле и других. (середина 2-го тыс. до н. э. – середина 2-го тыс. н. э.). К концу этого периода окончательно сформировалась традиционная культура эскимосов с характерными формами приспособления к жизни в Арктике: гарпун, охотничья каркасная лодка (каяк), глухая одежда из меха (у азиатских эскимосов – из оленьих и нерпичьих шкур, до конца 19 в. – также из птичьих шкурок, летом – из нерпичьих кишок; у американских и гренландских – из моржовых шкур), полуземлянка (валькар) и куполообразное жилище из снега (иглу), жировая лампа и т. п. Помимо морской охоты, занимались рыболовством (особенно на юго-западе Аляски и на южном побережье Гренландии); эскимосы внутренних областей Аляски и Канады специализировались на охоте на оленя карибу («эскимосы карибу»); большинство эскимосов Канады и Северной Аляски сочетали морскую и сухопутную охоту. Большая часть американских и гренландских эскимосов не имели развитой племенной и клановой организации, система терминов родства линейного типа; у азиатских и северо-аляскинских эскимосов были унилинейные (в основном эндогамные) кланы, состоящие из линиджей, система терминов родства бифуркативно-линейного типа. В 18–19 вв. часть эскимосов перешла к товарной пушной охоте (трапперству), в Гренландии – к товарному рыболовству. В 20 в. среди эскимосов сложилась интеллигенция и класс предпринимателей. По соглашению с правительством Канады в 1980–1990-х гг. земли, населённые эскимосами были частично отданы им в собственность, а частично переданы в совместное владение.
Эскимосы России
Эскимосы России (самоназвания: югыт – люди, юпигыт – настоящие люди) живут совместно с береговыми чукчами и ассимилируются ими. До 18 в. были расселены до Чаунской губы на западе и устья Анадыря на юге. К началу 20 в. проживали от Берингова пролива на севере до залива Креста на юге. В середине 1970-х гг. среди азиатских эскимосов выделялись северные – между мысом Дежнёва и Мечигменской губой (науканцы – в посёлках Уэлен, Лаврентия и Лорино) и южные – юго-восток Чукотского п-ова и залива Креста (чаплинцы – в посёлках Новое Чаплино, Провидения и Уэлькаль и сиреникцы). Традиционная культура типична для коренных народов Северо-Востока России. Занимались морской охотой (на китов, моржей, тюленей, нерп) с использованием байдар (умиак, анъяпик), каяка, гарпуна (унг’ак), копья (пана). Передвигались на ступательных лыжах (валгуягык) и дугокопыльных нартах (к’имухсик) в собачьей упряжке (веерной, с середины 19 в. – цугом).
Поселение состояло из нескольких патрилинейных общин, каждая – в своей полуземлянке; управлялось старостой (умилык). Родственные семьи объединялись также в байдарные артели (ан’ям има). Практиковались полигамия, отработка за жену, колыбельный сговор; брачное поселение билокальное. Жилище – прямоугольная в плане полуземлянка (нын’лю) с полусферическим сводом на каркасе из китовых челюстей и рёбер, покрытым оленьими шкурами; имела вход через углублённый в землю коридор, укреплённый позвонками кита, часто также – через отверстие в своде, отапливалась каменной, глиняной или деревянной лампой (наник) на тюленьем или нерпичьем жире или очагом. С 17–18 вв. основной тип жилища – типа чукотской яранги (мын’тыг’ак). Одежда северо-восточного типа: у мужчин – короткая кухлянка (аткук) с пришитыми к рукавам рукавицами, штаны до колен, чулки (чижи) и сапоги (камгык) с кососрезанным голенищем, у женщин – меховой комбинезон (к’алывагык). На глазах зимой носили деревянные очки с узкими прорезями. Практиковали раскраску лица охрой или графитом, татуировку (особенно у женщин), в носовой перегородке носили украшения из колец, бус, осколков раковин.
Сохраняют веру в безличную магическую силу (сила, хила), духов (инуа, тунг’ныг’ат), хозяина вселенной Киягныка, морского духа Касака, Владычицу моря (Мыгым Агна – Морская женщина). Практиковали охотничьи ритуалы, шаманизм (сильнейшими шаманами считались женщины). Осенью проводили поминальные обряды (акх, исахтук). Промысловые праздники: Кита (Полъя – по поводу добычи кита), весной – Байдары (Атыгак – первый спуск байдары на воду и начало промысла), летом – Моржовых голов, осенью – проводы морских животных (Саяк). Развиты меховая мозаика, вышивка, резьба по кости. Фольклор включал «истинные» сказания (унипамсюк), космогонические предания, волшебно-мифологические (о Вороне, Орле, о брате и сестре, превратившихся в Солнце и Луну, о злых духах тунгаках и др.) и героические сказки, сказки о животных-помощниках, о сироте. Музыка (айнгананга) преимущественно вокальная, количество музыкальных инструментов минимально; высокий статус в культуре сохраняет бубен (саяк/сягуяк – с внешней рукояткой, мембраной из желудка моржа, колотушкой из китового уса). Различаются песни «большие» (иляган; ансамблевые унисонно-гетерофонные) и «малые» (иглюткун; большая часть сольные); характерна именная закреплённость напевов. Проводятся песенные турниры (ыгмихтатак). Танцы имеют в основном подражательный характер («Ворон», «Охота на кита», «Охота на моржа» и др.). Наряду с танцами, исполняющимися стоя, практикуются «сидячие танцы», при исполнении которых двигаются корпус, руки и голова (в том числе обрядовый танец агуля/агулякут на празднике Кита). Распространены (также у североамериканских эскимосов) парные звуковые игры девочек (саягакут/писайнга; т. н. горлохрипение – ритмичное звуковоспроизведение на вдохе и выдохе).
Включены в Список коренных малочисленных народов России.