Чукчи
Чу́кчи (вероятно, от юкагирского чакча; самоназвание лыгъоравэтлъан – настоящие люди), народ в России. Численность 16,2 тыс. человек, в том числе в Чукотском автономном округе 13,3 тыс. человек (2020, перепись); живут также на северо-востоке Камчатского края (1,2 тыс. человек, Олюторский район Корякского округа) и Якутии (0,7 тыс. человек, Нижнеколымский район) и в Магаданской области (0,3 тыс. человек). Принадлежат в основном к арктической расе. Говорят по-русски, 2,3 тыс. человек сохраняют чукотский язык. В основном придерживаются традиционных верований, есть православные. Включены в Список коренных малочисленных народов.
Чукчи – автохтонное население Чукотки. Первоначально занимались охотой на оленей (в основном поколки на переправах), с уменьшением их численности, связанным с миграцией в середине 2-го тыс. юкагиров, захвативших места их промысла, росла роль пастбищного оленеводства, на побережье – зверобойного промысла. Сформировались группы кочевых оленеводов (оленных чукчей; самоназвания чаучу, чавчу – оленный человек) и оседлых охотников на морского зверя (приморских, или «сидячих», чукчей; самоназвания анкалын, анкальыт – береговой). В начале 17 в. жили в основном на территории современных Чукотского и Провиденского районов и городском округе Эгвекинот. Имели тесные контакты с эскимосами, у которых заимствовали множественные элементы культуры и которых частично ассимилировали. Совершали набеги и торговые экспедиции на Аляску. В 18 в. потребность в новых пастбищах способствовала расширению территории чукчей на западе (до Колымы) и на юге (до севера Камчатки). С 1720 по 1781 гг. имели частые столкновения с русскими, ясачными юкагирами и оленными коряками. Приколымские чукчи во 2-й половине 18 в. почти полностью исчезли из-за эпидемии оспы. С конца 18 в. устанавливаются постоянные торговые отношения с русскими (Анюйская ярмарка). Русской администрации не удалось обложить их ясаком, Устав об управлении инородцев 1822 г. определял добровольный порядок уплаты ясака. В 19 в. чукчи продолжали расселяться к западу от Колымы (вплоть до Индигирки) и к югу от Анадыря. С 1879 г. среди чукчей действовала Чукотская духовная миссия.
Традиционная культура типична для народов Северо-Востока России. По данным переписи 1897 г., 75,2 % чукчей занимались оленеводством, 24 % – морским зверобойным промыслом. Между этими группами не было обособленности: многие приморские чукчи уходили в тундру, а обедневшие оленеводы селились на побережье. Чукотское оленеводство (северо-восточного типа) в конце 17 – начале 18 вв. формировалось за счёт захвата оленей у юкагиров и коряков, со 2-й половины 18 в. его развитию способствовала торговля с русскими (вырос спрос на продукцию оленеводства). Сложились 2 области расселения оленных чукчей: северная (от побережья Северного Ледовитого океана до Чукотского хребта) и южная (бассейны Анадыря и особенно Большой Анюй и Малый Анюй). В 19 в. стада у богатых оленеводов достигали 10–12 тыс. голов. Малостадные (до 200 голов) чукчи кочевали поблизости от береговых посёлков, в их стадах обычно выпасались и олени оседлых чукчей. По мере развития оленеводства теряла значение сухопутная охота, за исключением охоты на птиц, в том числе с помощью птичьего бола (эплыкытэт). Под влиянием торговли с русскими распространился пушной промысел. Морские зверобои охотились с гарпуном, копьём и др. на кита и моржа, с ранней весны до октября – с байдар. С упадком зверобойного промысла во 2-й половине 19 в. усиливается роль рыболовства, особенно в низовьях Анадыря, в бассейне рек Чаун и Колыма.
Оленные чукчи жили в переносных цилиндроконических палатках – ярангах (яраны), крытых оленьими шкурами. Внутри яранги по числу проживающих в ней семей устанавливались меховые пологи, которые отапливались каменными, глиняными или деревянными светильниками с тюленьим жиром (жирник). К середине 19 в. яранга в качестве коллективного жилища вышла из употребления. Летом пищу готовили на костре из костей, политых жиром. Зимнее жилище приморских чукчей – четырёхугольная в плане, крытая дёрном, полуземлянка (валкаран – для нуклеарной семьи, клерган – для линиджа) со стенами на каркасе из китовых челюстей и рёбер (см. статью Валькар); тип и конструкция заимствованы у эскимосов. В 19 в. основным жилищем приморских чукчей стала яранга, крытая моржовыми (летом) или оленьими (зимой) шкурами. Передвигались на оленьих и собачьих (веерная упряжка, заимствована у эскимосов) дугокопыльных нартах, ступательных лыжах (вэлвыегыт – вороньи лапки), по воде – на байдарах и каяках. Вооружение – сложный лук со стрелами. Посуду делали из глины (аакуканенг) или дерева, орудия – из кости и дерева. Одежда – глухая кухлянка.
Основная социальная единица – патрилинейный линидж, владевший у оленных чукчей общим стадом, у приморских – общей байдарой (байдарная община – этвэтйырын). Стойбище оленных чукчей и посёлок (нымным) приморских чукчей состояли из нескольких линиджей. Практиковались левират, отработки за жену и умыкание, многожёнство, обычай «обмена жёнами» между близкими друзьями (нэвтумгын) и обычай добровольной смерти (геронтицид) у стариков. Существовали вера в божественную силу (Наргынэн), злых духов (кэльэт, лыгикэльэт), духов-«хозяев» (этын, этынвыт), культ звёзд и созвездий, сторон света, предков и очага. Каждая семья имела домашних «охранителей» (тайныквыт) в виде связок костей животных, изображений предков, антропоморфных огнивных досок и т. п. Шаманы исполняли обряды с бубном. Праздники у приморских чукчей – праздник Байдары (первый весенний выход в море), летний праздник Голов – Грулмын (окончание ледовой охоты на тюленей), осенний праздник Хозяина морских зверей (Кэрэткун), Китовый праздник по случаю добычи кита; у оленных чукчей – весенний праздник Рогов после отёла важенок (Килвэй), праздники-жертвоприношения (Тааронгыргыт) в связи с переходом стад на летние пастбища и возвращения с них и др. Фольклор: мифы о Сотворении мира с главным героем – демиургом Вороном (Куркыль), сказки (мифологические, бытовые, о животных), исторические предания, бытовые сказания. Традиционно у каждого человека имелось не менее трёх персональных напевов, на праздниках ими сопровождались сольные танцы – мужские и женские; на них основаны и шаманские напевы, исполняемые от лица духов-покровителей. Известны длительные песенно-танцевальные соревнования. Характерны пантомимные танцы («Ворон», «Гуси» и др.). Женское искусство – т. н. горлохрипение – звукопроизведение на вдохе и выдохе (пичгэйнен; буквально – горлом петь), иногда со звукоподражанием. Музыкальные инструменты: круглый бубен (ярар), пластинчатый варган (ванны ярар), аэрофоны (включая гуделки), идиофоны (главным образом погремушки), лютневидные инструменты (эйнгэнэнг). Развиты резьба по кости, вышивка и аппликация по меху.