Сура (раздел Корана)
Су́ра (араб. سورة – ряд, ранг), название каждой из 114 частей, на которые делится текст Корана. В самом тексте Корана термин «сура» имеет значение «первостепенное, наиважнейшее». Наряду с терминами «аль-куран», «аль-хадис», «айа», «аль-китаб» и др. слово «сура» обозначало отдельные, обычно короткие, божественные откровения, которые получал Мухаммед. Впоследствии термин «сура» приобрёл техническое значение «часть коранического текста», «глава» Корана. Сура, за редким исключением (например, 1-я и 12-я), не составляют единого целого, но по большей части состоят из различных откровений, сказанных в разные периоды жизни Мухаммеда. В свою очередь, суры состоят из аятов – минимальной структурной единицы коранического текста. Количество аятов в суре варьируется от 3 (103, 108, 110-я) до 286 (2-я).
Современные исследователи, вслед за средневековыми мусульманскими учёными, усматривают в структуре текста смысловые блоки, объединяющие несколько сур и, по-видимому, связанные с работой по сведению откровений в единую книгу, которой был занят сам Мухаммед в последние годы своей жизни и которую не успел завершить. Возможно, разные этапы этой работы нашли отражение в сообщениях о разнице в порядке расположения сур, восходящей к версиям текста, приписываемым таким сподвижникам пророка, как Ибн Масуд (ум. 653), Убай бен Кааб (около 650) или Али ибн Аби Талиб. Древнейшие рукописи Корана, обнаруженные под крышей соборной мечети Саны (Йемен), действительно сохранили разный порядок сур. В тексте Корана выделяется начальная группа длинных сур, составивших своеобразный зачин, важнейшую часть Писания (возможны аналогии с местоположением и ролью Пятикнижия у иудеев и Четвероевангелия у христиан). Часто говорят о «семи длинных сурах» [суры 2–7 + (8–9) или 2–7 + 10] и группе коротких сур в конце. По формальным принципам выделяют ещё несколько групп сур, например «стоаятные» суры, т. е. все суры (кроме «семи длинных»), содержащие свыше 100 аятов; суры, начинающиеся со слова «кул» («скажи») (72, 109, 112–114-я) и др. 29 сурам предшествуют отдельные буквы (аль-фаватих), число которых колеблется от 1 до 5. Ни исламские, ни европейские академические гипотезы, объясняющие их значение и историю их появления в тексте, не привели к возникновению общепризнанной теории. Такие «буквенные зачины» позволили выделить ещё две группы сур: те, которые начинаются с «та’ син», и те, которые начинаются с «ха’ мим». Наконец, выделяют группу сур эсхатологического содержания (20, 32, 36, 66, 67-я) и две суры, 113-ю и 114-ю, связанные с охранительной магией и получившие названия.
Все суры, за исключением 9-й, начинаются с басмалы – формулы, традиционно переводимой как «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!».
Первоначально суры не имели названий. В ранних рукописях одну суру от другой отделял пробел, позднее часто заполнявшийся орнаментом. Однако требования удобства обращения к тексту привели к возникновению названий. Обычно сура получала название не по содержанию, а по ключевым словам того или иного фрагмента. Часто названием становилось слово или выражение, встречающееся только в данной суре. Существование разных традиций передачи текста привело и к возникновению различных названий для одной суры. Так, например, у 98-й суры зафиксировано 7 названий.
По времени произнесения, в соответствии с мусульманской традицией, суры подразделяются на мекканские (610–622; 90 сур) и мединские (622–632; 24 суры, которые в большинстве своём длиннее мекканских). Европейские учёные на основании анализа намеков на исторические события, развития стиля и словоупотребления, эволюции идей в проповеди Мухаммеда предложили ряд более детальных хронологий, которые тем не менее остаются условными.
Значительная часть текста Корана, особенно ранние суры, представляет собой рифмованную прозу (садж). Мухаммед в этом следовал традиции публичных выступлений доисламских аравийских прорицателей и ораторов. Суры раннего периода – это короткие обращения, исполненные поэтической красоты и силы. Они представляют, часто вне понятной нам логической последовательности, поток идей и образов, внезапно возникших в сознании пророка под воздействием идеи всемогущества единого Бога-Творца. Эти суры отражают смятение и страх перед Аллахом и Судным днем, неуверенность и горечь, отчаяние, вызванные тщетностью попыток обратить своих соплеменников в истинную веру. Более поздние увещевания и поучительные притчи, как правило, спокойны и сухи, появляется связность изложения, прослеживается аргументация. Для позднемекканских и особенно для мединских сур характерно развернутое, часто детализированное изложение.
Отдельные суры (особенно 1, 2, 36, 112-я) играют важную роль в мусульманском культе. Подборки из ряда сур (чаще всего их бывает 7) используются как талисман; суры 1, 16, 112, 113, 114, 96, 92-я наиболее часто используются при разного рода магических действиях.