Нартский эпос
На́ртский э́пос (нартовский эпос), героический эпос ряда народов Кавказа (адыгов, осетин, абазин, абхазов, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев); упоминания встречаются у кумыков (Дагестан). Фрагменты сказаний зафиксированы также у ряда этнических групп Грузии (сванов, рачинцев и хевсуров); с конца 19 в. они бытуют и в странах Ближнего Востока (Турции, Сирии, Иордании), сохраняясь в среде потомков народов Кавказа, переселившихся сюда в конце 19 в.
Жанровые особенности
Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению относительно генезиса нартского эпоса и этимологии слова «нарты». Выработанный многочисленными народами, различающимися по историческим судьбам и языку, нартский эпос имеет общие черты – именование эпического героя-богатыря «нартом», а также сходство имён основных героев разных национальных версий эпоса. В структурном отношении нартский эпос – совокупность не объединённых общим сюжетом сказаний об отдельных богатырях, которые находятся в разной степени родства между собой, и об их мудрой наставнице и чародейке – «матери нартов» Сата́ней, или Сатáне (им. п. Сатáна).
В отличие от стадиально более поздних эпических памятников, сказания о нартах не отразили конкретных исторических событий – в них преобладают мифологические и сказочные сюжеты и мотивы (о происхождении культурных растений, орудий и др.), фигурируют мифологические персонажи. От них нередко ведут своё происхождение основные эпические герои, которые также наделены мифологическими чертами и связаны с архаическими мотивами – например, мотивами рождения из камня, уязвимого места на неуязвимом теле, путешествия в царство мёртвых в цикле, связанном с одним из главных героев всех версий – Сосруко (Сосланом; существуют и другие фонетические варианты имени). В то же время мифологическая архаика нередко сочетается с мотивами межродовых распрей, кровной мести и др. [сказания о сильнейшем из нартов – закалённом в огне Батразе (Батредзе)].
Исполнительская традиция
Нартский эпос поныне существует в устной прозаической и песенной форме. Музыкальная специфика нартского эпоса в значительной степени сохранилась у адыгов, в фольклоре которых нартские сказания (нарт пшинатль) занимают основное место. Нартские сказания адыгов звучали в любой обстановке – домашней, походной, военной (в том числе перед сражением); среди неприуроченных песен они считаются самыми древними. Исполняются антифонно или респонсорно. Солист (низкий мужской голос) ведёт повествование энергичным мелодическим речитативом, партия хора содержит главным образом ритмизованные асемантические слоги-восклицания. В некоторых песнях голос солиста звучит на фоне хорового бурдона (унисон или октава), затем хор исполняет переход к следующей строфе и возвращается к бурдону при очередном вступлении солиста. Нартские сказания со свободной метрикой поются без участия музыкальных инструментов (например, «Песня нартов могучих»), но большинство из них исполняется в сопровождении струнного смычкового (шичепшин) и трещотки (пхачич; набор соударяемых пластинок на ремне), подчёркивающих чёткую, энергичную, иногда танцевальную ритмику. Ныне нартские сказания поются также в сопровождении гармоники. В некоторых песнях (в соответствии с сюжетом) солирует женский голос («Сатаней оплакивает Сосруко»).