Якуты
Яку́ты (от эвенк. «якольцы»; самоназвание – саха), тюркский народ в России, крупнейшая этническая общность Якутии. Численность 478,4 тыс. человек, из них в Якутии 469,4 тыс. человек (2020, перепись). Говорят в основном на якутском языке, распространён также русский язык. Верующие – православные.
В этногенезе якутов участвовали местное население и пришлое тюркоязычное, расселившееся в Восточной Сибири в 10–16 вв. Основные группы якутов – амгинско-ленские (между Леной, нижним Алданом и Амгой, а также на прилегающем левобережье Лены), вилюйские (бассейн Вилюя), олёкминские (бассейн Олёкмы; сильно аккультурированы русскими), северные (тундровая зона в бассейнах рек Анабар, Оленёк, Колыма, Яна и Индигирка; по культуре близки к эвенкам и юкагирам). К началу контактов с русскими (1620-е гг.) делились на 35–40 экзогамных, часто враждовавших между собой «племён», или «волостей» (дьон, аймах): кангаласцы, намцы (левобережье Лены), мегинцы, борогонцы, бетунцы, батурусцы (между Леной и Амгой) и др. «Племена» делились на «отцовские роды» (ага-ууса) и «материнские роды» (ийэ-ууса), по-видимому восходившие к разным жёнам прародителя. «Роды» управлялись военными вождями (тойонами) и старейшинами. Тойоны владели рабами (кулут, бокан); рабы имели семью, мужчины часто служили в военной дружине тойона. Существовали обычаи кровной мести, обычно заменявшейся выкупом, воинских посвящений мальчиков, коллективной рыбной ловли (на севере – охоты на гусей), гостеприимства, обмена подарками (бэлэх). При русском управлении якутские «роды» (ага-ууса), управлявшиеся выборными «князьцами» (кинээс), объединялись в наслеги. Общинники собирались на родовые и наслежные сходы (муннях). Наслеги объединялись в улусы во главе с выборным улусным головой и «инородной управой» – Мегинский, Борогонский, Батурусский, Намский, Западно-Кагаласский и Восточно-Кагаласский и др.
Основные традиционные занятия – разведение лошадей якутской породы (среди мужчин; в русских документах 17 в. якутов называли «конными людьми») и крупного рогатого скота (среди женщин). Скот держали летом на подножном корме, зимой – в хлевах; сенокошение было известно до прихода русских. Якутские породы скота отличались выносливостью, но были малопродуктивны. На севере разводили оленей (вьючно-верховое оленеводство тунгусского типа и упряжное с прямокопыльными нартами северо-якутского варианта). Было развито рыболовство; на нём специализировались племена т. н. пеших якутов (осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайы, орготы и др.). Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было основным занятием [в документах 17 в. термин «балыксыт» (рыболов) имел значение «бедняк»]. На севере основным источником пропитания была охота. Характерны специфические способы охоты – с быком (охотник подкрадывается к добыче, прячась за быка), конная гоньба зверя по следу. В конце 17 в. заимствовали у русских земледелие (основная культура – ячмень); его распространению в 19 в. (особенно среди олёкминских якутов) способствовали русские ссыльные поселенцы. Появились профессиональные торговцы – т. н. городчики (т. е. ездившие в город). Были развиты резьба по дереву и раскраска ольховым отваром, выделка коровьих и конских шкур, аппликация, плетение и вышивка конским волосом, изготовление лепной керамики, плавка и ковка железа, чеканка по серебру и меди, в 19 в. – резьба по мамонтовой кости; прядение, ткачество и валяние войлока отсутствовали.
Зимнее поселение (кыстык) состояло из 1–3 домов (балаган, дьиэ) с наклонными стенами из тонких брёвен, обмазанных глиной с навозом. Дом был ориентирован по сторонам света со входом на восток, отапливался чувалом (осох), вдоль стен устраивались нары (орон). У западной стены находилось место хозяина, наиболее почётным считался юго-западный угол, где стоял стол (остуол). Дверь в северной стене вела в хлев (хотон). У дома ставилась коновязь, нередко украшенная резьбой. В 18 в. появились многоугольные срубные «юрты» и русские избы.
Традиционная одежда – короткие кожаные штаны (сыайа) и кафтан (сон) с очень широкими проймами, небольшим запахом налево и отложным воротником (ленский тип). Характерна нарядная женская шуба (сангыйах), расшитая красным и зелёным сукном, позументом, серебряными подвесками, бисером.
Основная пища – молочная (особенно летом): из кобыльего молока – кумыс, из коровьего – простокваша (суорат, сора), сливки (кюэрчэх), масло; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др. Из мяса особенно ценилась конина.
Семья малая (кэргэн, ыал). Практиковались левират и сороратная полигиния, выплата калыма и приданого, отработки за жену, умыкание (курэтии). Сохранялись шаманизм, культ духов, владык верхнего (Юрюнг Айы Тойон) и нижнего (Ала Буурай Тойон) миров и т. п.
Устное творчество включает исторические предания, сказки (кэпсээн, кэпсэл, остуоруйа) и др. Традиционные стили пения: дьиэрэтии ырыа – торжественный, с призвуками (кылысах), создающими эффект сольного 2-голосия, значительной ролью импровизации; дэгэрэн ырыа – подвижный, размеренный, основанный на ритмоформулах и стабильных ладах. Шаманское пение кутуруу (в сопровождении бубна дюнгюр) отличается обилием глиссандо и вибрато. Все 3 стиля используются при исполнении героического эпоса олонхо (внесён в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, 2005, 2008), стиль дэгэрэн ырыа – в любовных, колыбельных, трудовых, бытовых песнях, сказках и др. В торжественных случаях исполняются развёрнутые импровизации тойуки в стиле дьиэрэтии. Важную роль в семейных, скотоводческих, промысловых и других обрядах играют благопожелания и заклинания алгыс. Круговые песни-танцы осуохай (респонсорные) исполняются во время летнего кумысного праздника Ысыах. Музыкальные инструменты: хомус, смычковый кырыымпа.