Водь
Водь (мн. ч. вожане; самоназвания vad’d’a, vad’d’alain, vad’d’jakko, vaj, maaväči – «народ земли»; в прошлом употреблялись экзоэтнонимы чудь, чудья), прибалтийско-финская этническая общность в России. Этноним водь ряд финских исследователей связывают с прибалтийско-финским vakja (вакья) – «клин».
Численность составляет 99 человек (2020, перепись), в том числе 40 – в Ленинградской области, 25 – в Санкт-Петербурге. За пределами РФ, в Эстонской Республике зафиксировано 10 человек (2021, перепись). В 1848 г. академиком П. И. Кёппеном впервые были очерчены границы водского ареала и получены сведения о численности народа. Было зафиксировано 5148 вожан в 36 поселениях Ямбургского и Ораниенбаумского уездов Санкт-Петербургской губернии. По переписи 1926 г., в СССР проживали 705 вожан, в том числе 694 человека в Ленинградской губернии. Переписью 2002 г. в РФ зафиксировано 73 вожанина, в том числе 12 – в Ленинградской области, 12 – в Санкт-Петербурге, 10 – в Москве; переписью 2010 г. – 64 представителя, в том числе 33 – в Ленинградской области, 26 – в Санкт-Петербурге.
В антропологическом отношении относятся к восточнобалтийской малой расе (антропологическому типу) большой европеоидной расы.
К настоящему времени сохранился только западноводский диалект водского языка, которым владеют несколько человек, основной язык общения – русский. Последние носители водской речи проживают в деревнях Лужицы (Luuttsa) и Краколье (Jõgõperä) Кингисеппского района Ленинградской области. В начале 21 в. вышли первые книги на водском языке, хотя образцы водской речи начали записываться с конца 17 в.
Верующие – православные.
Исторический очерк
Формирование води происходило на основе прибалтийско-финского населения северо-восточной Эстонии и территорий к востоку и северо-востоку от Чудского озера. Её выделение из североэстонского этноязыкового массива началось в 1-м тыс. н. э. После установления границ между Новгородской землёй и прибалтийскими землями в 11 в. этот процесс завершился.
В отечественных письменных источниках первое упоминание о води содержится в Новгородской первой летописи в событиях 1069 г.; в западноевропейских источниках с конца 12 в. северо-западные земли Новгородской республики известны как Ватланд (Ватландия; Watland). С 12 в. водь выступает как союзник Новгородской республики. На её территорию вторгались финские племена и шведские войска из Скандинавии, а также отряды Ливонского ордена. В 13 в. земли води составляли «Вочьскую сотню» в составе Новгородской земли (упоминается в «Уставе о мостех» новгородского князя Ярослава Ярославича середины 1260-х гг.). Впоследствии они располагались в южной части Водской пятины Новгородской земли, занимавшей территории от южного побережья Финского залива на севере до верхнего течения реки Луга и от Чудского озера и реки Нарва на западе до Приневья на востоке.
Исследователи выделяют в средневековый период три локальные группы води. Земли восточной группы (Каргальский погост) располагались в районе крепости Копорье, ареал западной группы включал западную оконечность Ижорского плато и низменности к северо-западу от него (Толдожский и западные части Опольского и Радчинского погостов). Локализацию южной группы на основе отрывочных сведений связывают с восточным Причудьем.
В течение 2-го тыс. н. э. этническая территория расселения води постоянно сокращалась в результате гибели людей от голода в неурожайные периоды, насильственных переселений и ассимиляционных процессов. Влияние русского языка и культуры усиливалось православной религией, которая стала распространяться среди вожан ещё в новгородский период.
Уже в 11–13 вв. часть води была ассимилирована новгородцами, осваивавшими Ижорское плато. В 1440-х гг. значительная группа вожан была уведена рыцарями в Ливонию для строительства Бауского замка (современный г. Бауска в Латвийской Республике). Их потомки получили название кревингов и сохраняли свою этническую идентичность и родной язык до 19 в. После перехода водских земель под власть Швеции в начале 17 в., значительная часть водских жителей переселилась на территорию Русского государства. В последующие века ассимиляция води в восточной части ареала обитания преимущественно осуществлялась русскими, а в западной – ижорой. В период 2-й мировой войны бо́льшая часть водского населения была перевезена в Финляндию, а после возвращения в СССР вожан принудительно расселяли в других регионах страны.
Этнографическое описание
Основа хозяйства води – земледелие. В окрестностях деревни Котлы располагались наиболее плодородные земли. Выращивали зерновые (рожь, овёс, ячмень), технические культуры (лён, конопля), овощи (репа, капуста, с 19 в. картофель). До 19 в. наряду с трёхпольем применялась подсечно-огневая система, до 20 в. – кютица (выжигание дёрна). Некоторые старинные сельскохозяйственные орудия – соха, борона-суковатка, серп – употреблялись до середины 20 в. В животноводстве практиковался коллективный выпас скота с наймом пастуха. Держали коров, лошадей, овец, свиней, домашнюю птицу (кур и гусей).
На побережье Финского залива и в низовьях реки Луга получило распространение рыболовство, в том числе промысловый лов. Основные объекты товарного вылова – салака, килька, корюшка, минога. Главные орудия рыболовного промысла – сети, неводы и мерёжи.
Вожане зарабатывали также продажей рыбы, ягод и грибов, активно участвовали в отхожих промыслах. Девушки нанимались в услужение в Кронштадте и Санкт-Петербурге, на сельскохозяйственные работы около Копорья, трудились на ткацких фабриках Нарвы. Мужчины занимались пастушеством, плотницким делом, кладкой печей и извозом. Получили развитие локальные производства – изготовление изделий из дерева, плетение из соснового корня, производство транспортных средств, выделка кож.
Поселения води включали несколько десятков дворов и часто состояли из нескольких «концов». Планировка водских деревень была разнообразной. Встречалась беспорядочная, кучевая, рядовая и смешанная застройка. Уличная планировка была характерна для крупных деревень.
Древнее жилище води было аналогично эстонской «жилой риге» (rihi, рихи), объединявшей под одной крышей жилую часть, помещения для просушивания зерновых и содержания скота. Но уже в 19 в. крестьянский усадебный комплекс мало отличался от построек соседнего русского и ижорского населения. Основным строительным материалом для сооружения жилища и хозяйственных построек служило дерево. С начала 20 в. появились дома из красного кирпича и дворы (сооружения хозяйственного назначения), сложенные из местного камня.
Наибольшее распространение получили комплексы, состоящие из двух изб, соединённых сенями, а также дома-пятистенки. Встречались как двускатные, так и полувальмовые крыши. Материалом покрытия служила солома, щепа, во 2-й половине 20 в. их вытеснили рубероид и шифер. Фасад избы украшался резными деталями, оконные ставни – росписями.
До 1920-х гг. сохранялись курные печи, но преобладали русские печи или печи с подвесным котлом. В состав усадьбы входили и хозяйственные постройки: двор, амбары, сараи, погреб, баня и рига. Связь дома и двора двурядная, более архаичной являлась П-образная форма соединения.
Основу пищевого рациона вожан составляли блюда из зерновых культур и овощей. Из ржаной муки пекли хлеб на закваске, лепёшки и пироги с разнообразными начинками. Обычной пищей были каши, похлёбки. С 19 в. в рацион вошёл картофель. Мясо употреблялось в основном в праздники или при выполнении физически тяжёлых работ. Его использовали также для приготовления студня и колбасы. В низовьях Луги и на побережье Финского залива заметное место в рационе занимала рыба и блюда из неё. Свежее молоко предназначалось для детей и приготовления сливочного масла. Из сквашенного молока делали простоквашу, творог и сыр. В посты для приготовления пищи использовали конопляное масло. Из напитков получили распространение травяные чаи, в особенности из листьев иван-чая, кисель, а также квас (taari, таари). Основным ритуальным и праздничным напитком служило пиво (õlut, ылут).
Описания одежды вожан появляются в 18 в. До конца рубежа 19–20 вв. преобладала одежда из домотканого льняного полотна, на смену которому пришли покупные ткани и пестрядь.
Мужчины носили белую туникообразную рубаху, иногда длиной до колен, орнаментированную геометрической вышивкой или красным кумачом по подолу, обшлагам и вороту. Летом носили одну пару штанов, зимой – две. Верхней одеждой служил кафтан-балахон, а осенью и зимой – кафтан, сшитый из домашнего сукна. В сильные холода надевали овчинные шубы, полушубки и тулупы, руки защищали вязанными из шерсти рукавицами. Одежду обязательно подпоясывали тканым поясом.
Головными уборами были войлочные или соломенные шляпы, а с начала 20 в. – покупные фуражки. Зимний головной убор – суконная шляпа, подбитая мехом. Обувью служили кожаные сапоги и поршни, зимой также валенки, а летом – берестяные лапти.
Имелась и профессиональная одежда рыбаков – «кожан» (пальто с капюшоном) из кожи, позднее – из коленкора, пропитанного олифой. Под него надевали шерстяную фуфайку или вязаный жилет.
Женская одежда 18 – середины 19 вв. имела возрастную дифференциацию. Различался костюм девушек, молодок (девушек или женщин, недавно вышедших замуж), замужних женщин старшего возраста и старух.
Одежда девушек включала глухой сарафан из белого холста без рукавов аmõ (амы) и короткую кофту ihad (ихад; дословно «рукава»). Украшениями служили серьги, бусы, привески, шнуры с кистями, ленты, а также передники и набедренники. Подпоясывали одежду несколькими поясами. Голову повязывали плетёной лентой, а достигнув брачного возраста, надевали полусферическую шапочку pääsie (пяясиэ). На ноги поверх чулок наматывали толстые красные обмотки, а на колени – разноцветное сукно. Обувью служили кожаные постолы.
При заключении брака невесте надевали высокий головной убор из белого полотна на жёсткой основе paikas (пайкас). Украшения молодок не отличались от девичьих, но иным был сарафан rukka (рукка) из синего сукна. Различия были также в передниках и декорировании кофты. Через пару лет головной убор меняли на шапочку из красного сукна, украшенную жёлтым бисером, pääsie (пяясиэ).
В одежде старух украшений, кроме простых серёг и нитки бус с крестом, не было. Как холщовый сарафан ummikko (уммикко), так и головной убор paikas (пайкас), повязанный сверху покрывалом õlgaliina (ылгалиина), были белого цвета.
В ряде поселений нижнего течения реки Луга до начала 20 в. вожанки носили комплекс одежды с несшитой поясной одеждой hurstud (хурстуд), аналогичный традиционному ижорскому костюму. В других нижнелужских деревнях и районе деревни Котлы во 2-й половине 19 в. обычной одеждой женщин стали белые холщовые косоклинные сарафаны ummikko (уммикко), а головными уборами – šlõkka (шлыкка) в виде стёганой кички с повойником или сорока.
На смену одежде с hurstud (хурстуд) и с сарафаном ummikko (уммикко) в конце 19 – начале 20 вв. повсеместно распространился новый костюм, включающий рубаху, сарафан sin’akka (синякка) из домотканого холста, окрашенного в синий цвет, пояса, передник, подвески, поясное полотенце и головной убор sapano (сапано). Ноги защищали узорчатые носки. Обувь kerikengät (керикеньгят) шили из тюленьей кожи.
В начале 20 в. был заимствован городской костюм, с сарафаном и рубашкой, сшитыми из покупных тканей, а затем появляются «парочки» – юбки и кофты из покупных шёлковых тканей зелёного, розового, коричневого цветов. Девушки надевали на голову ленты, замужние женщины – наколки и колбочки.
Бо́льшая часть води в 18–19 вв. относилась к категории государственных крестьян. Социально-экономические отношения во многом определялись сельской общиной. К 20 в. для води характерной стала малая семья.
Для водской молодёжи была характерна свобода в выборе брачного партнёра. Сватовство осуществлялось в два посещения. При первом визите заявлялось о намерениях и оставлялся залог, а спустя неделю сват с женихом приезжали за ответом. Сговор скреплялся курением табака, доставленного стороной жениха. Для ритуального омовения перед венчанием устраивалась баня. В некоторых деревнях до последней четверти 19 в. сохранялась традиция обривания головы или короткого обрезания волос невесте. Если в 19 в. после венчания празднование родственниками жениха и невесты происходило отдельно, то в начале 20 в. свадебное застолье проходило в доме жениха.
Религиозные представления
Хотя официально религией води считалось православие, до середины 20 в. у неё сохранялись элементы традиционных дохристианских верований. Ещё в 16 в. существовали места языческих молений, большую роль в обрядовой жизни народа играли арбуи – служители традиционных культов. Особенно стойкими дохристианские представления оставались в похоронно-поминальной обрядности. Особое место в представлениях води занял святой Илья, который почитался главным защитником народа. С ним связывалось почитание дубов и колодцев, возле которых до начала 20 в. проводились большие праздники – «братчины» (vakkovõ, вакковы) с совместными трапезами. Почитались также каменные кучи, родники. В случае болезней и неурядиц сюда приходили с подношениями в виде денег, вещей и пищи.
Существовали поверья о духах – «хозяевах» дома, хозяйственных построек, земли, ветра, водных объектов и лесов. Видения и призраки kummituz (куммитуз) могли указать как на места кладов, так и на предстоящие несчастья. Неупокоенные мертвецы становились haamo (хаамо) и могли являться живым или превращались в могильного духа kalmolain (калмолайн). Имелось представление о летучей огненной змее lemmyz (леммюз), приносящей своей хозяйке в дом продукты, похищенные у соседей. Вожане опасались ущерба от действий колдунов и ведьм, для осуществления взаимодействия с духами, сверхъестественными силами и явлениями прибегали к услугам предсказателей (arpuja, арпуйя), знахарей (täätäja, тяятяйя).
Современная ситуация
С рубежа 20–21 вв. энтузиастами предпринимаются попытки возрождения водского языка, пропагандируется этническая культура води. В деревне Лужицы действует Водский музей. С 2000 г. проводится праздник «Лужицкая складчина» («Luutsa vakkavõ»), организуется изучение водского языка, творческую деятельность осуществляют фольклорные коллективы с репертуаром в том числе на водском языке. Предпринята попытка создания двуязычной газеты «Маавячи» (maaväči – народ земли), в 2005 г. на базе культурного сообщества «Водский проект» создано Общество водской культуры. В 2008 г. водь включена в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Устное творчество
Фольклорное наследие води представлено песнями (обрядовые, хороводные и др.), танцами (кадриль, ланцы), сказками, поговорками, загадками, заклинаниями и др. Характерно одноголосие, песни поются в одиночку и/или хором. Основной слой водского музыкально-поэтического фольклора – свадебные песни с восьмисложной стиховой (рунической) строкой, свойственной устному наследию народов, говорящих на прибалтийско-финских языках.
93 мелодических варианта песен на водском языке, записанные разными собирателями на протяжении почти 100 лет (1877–1971), опубликованы И. Рюйтель в статье «Типология и стили водской народной музыки» (1977). На их основе исследовательница различает три стиля напевов, два из которых связаны с текстами прибалтийско-финской рунической формы. Первый, древнейший, свойственный преимущественно свадебным песням води, характеризуют однострочная форма, узкий диапазон (терция, кварта), ангемитонная основа лада, нисходящая мелодическая линия; ритмоформула, соответствующая 8-слоговой рунической строке. «Своими корнями эти мелодии могут восходить даже к древнейшим наслоениям финно-угорской музыкальной культуры, поскольку аналогичная мелодическая структура встречается и у более отдаленных финно-угорских народов, и в песнях, предшествующих прибалтийско-финской рунической песне (например, в причитаниях)» (Рюйтель. 1977. С. 276). Второй стиль, общий для води и ижоры, более поздний; при той же основе имеет некоторые отличия, например минорную терцию в основе лада; нередко представлен более сложной формой (чаще двухстрочной). Третий стиль, позднейший, близкий общеевропейскому, это заимствованные мелодии с опорой на функциональную гармонию; получил распространение в 20 в., связан с рифмованным стихом (частушки, хороводные песни и др.); на эти же мелодии пелись песни на ижорском, русском, финском языках. Последняя выдающаяся водская певица и сказительница, от которой записаны многие образцы фольклора, – Оудекки Фигурова (1891–1978); записи от неё и от второй водской певицы Натальи Лукиной (1898–1977) были опубликованы в 1979 г. на грампластинке «Vadja ja isuri rahvalaule. Песни финно-угорских народов. Водские и ижорские песни» («Мелодия», Таллинская студия грамзаписи).
Традиционные водские музыкальные инструменты: канныль (kannõl, см. каннель), волынка раккопилли (rakkopilli), флейты пилли (pilli), берестяная пастушья труба (trubaa). Хороводные песни, частушки пели под гармонь, заимствованную у русских.
Взяв за основу варианты старинных обрядовых песен, эстонский композитор В. Тормис создал цикл «Водские свадебные песни» («Vadja pulmalaulud») для смешанного хора а капелла на народные водские тексты (в обработке Тыну Сейленталя и Эльны Адлер; 1971). Композиция, состоящая из семи песен, воспроизводит этапы водской свадьбы: «Умывание невесты», «Прибытие гостей», «Пересмеивание», «Раздаривание подарков», «Наставления молодым», «Похвала повару», «Как росла я, курочка» (обращение невесты к подругам). Композитором сохранены и подчёркнуты стилевые признаки, свойственные рунической песне (хор повторяет строку запевалы, подключаясь на последних слогах строки, и др.).