Шорцы
Шо́рцы (самоназвание – тадар-кижи; устаревшее – черневые, кузнецкие, мрасско-кондомские татары; название «шорцы» – от самоназвания рода Шор, распространено с конца 1920-х гг.), тюркский народ в России. Численность 12,9 тыс. человек (2010, перепись). Живут в основном по рекам Кондома, Мрассу и Томь на юге Кемеровской области (восток Таштагольского, юг Новокузнецкого района и Междуреченского городского округа; 10,7 тыс. человек) и в пограничных районах Хакасии (1,2 тыс. человек), Красноярского края (0,2 тыс. человек) и Республики Алтай (0,1 тыс. человек). Говорят в основном по-русски, свыше 2,8 тыс. человек – на шорском языке. Верующие – православные; сохраняются элементы шаманистских культов, есть последователи неошаманизма и неотенгрианства. В 1926–1939 гг. существовал Горно-Шорский национальный район. В 1993 г. включены в Список коренных малочисленных народов РФ.
Южные группы предков шорцев, в 17–18 вв. жившие в горно-таёжной местности в бассейнах Кондомы и Мрассу (бирюсинцы), делились на группы среднемрасских (сеоки Карга и Челей), кабырзинских (сеоки Кобый и Кызай), верхнемрасских (сеок Кый), верхнекондомских (сеоки Ак-Шор, Кара-Шор, Сары-Шор и Челей) и пылазских (сеоки Таеш, Узут-Шор, Чорал и Кечин) шорцев (часть их вошла в состав хакасов); северные, проживавшие в лесостепных районах на реке Томь, в районе низовий Абы, Кондомы и Мрассу (абинцы), – на нижнекондомских шорцев (сеоки Аба, Себи, Тарткын и Кереш), чумышских (сеоки Кара-Аба и Таг-Аба, или тогульцы; часть Таг-Аба вошла в состав телеутов и кумандинцев), мундыбашских (сеок Калар), антропских (сеоки Челей и Чедибер), нижнемрасских (сеоки Аба, Челей и Тарткын). Бирюсинцы занимались в основном охотой, рыболовством, сбором кедрового ореха, местами пчеловодством и ручным земледелием (с мотыгой абыл); абинцы – пашенным земледелием и стойловым животноводством, пчеловодством, плавкой железа, кузнечным и оружейным делом (пришли в упадок в 18 в. с развитием на Алтае русской горной промышленности; ранее шорцы снабжали оружием телеутов, до 1703 – енисейских кыргызов), а также меновой торговлей. Выращивали ячмень, пшеницу, овёс, просо, коноплю, разводили лошадей и низкорослых коров. Были развиты ткачество из волокон конопли и крапивы, вышивка, обработка бересты, дерева и рога. Жилище – каркасное (одаг), с конца 19 в. – срубное (в верховьях Кондомы – чайлыг, яйлыг, с очагом у входа, Мрассу – сенек, с очагом напротив входа). В 1-й половине 19 в. жилищем абинцев была изба с глинобитной русской печью у входа. Традиционная одежда из домотканого полотна (кендырь), покупных чёрного сатина и синей бязи (таба): туникообразная рубаха (кюйнек; у мужчин – длиной ниже колен, у женщин – до щиколоток, с начала 20 в. – с оборками и рюшами по подолу), штаны (штан) и туникообразный правозапашной халат (шабыр, пантек, кеден, чайлык) с нашивным воротником из чёрного сукна или бархата, у мужчин – подпоясанный кушаком (кур), у женщин – украшенный вышивкой и раковинами каури. Мужской головной убор – холщовая шапка (пёрюк, бёрюк). Девушки заплетали 3, 5 или 7, замужние женщины – 2 косы; распространены накосные украшения из конского волоса с бусинами, раковинами каури и серебряными монетами. Основная пища – пшеничный хлеб (калаш), лепёшки (тертпек), каши (саламат) и похлёбки из обжаренной ячменной муки (талкан) и ячменной крупы (шарык), галушки (тутпаш), вяленая конина (сугум), сливки (каймак), сыр; настой муки с солодом (абыртка) перегоняют в алкогольный напиток (арака).
Делились на патрилинейные роды (сеок) и большие семьи (тёл, «улус»). Брак заключался посредством умыкания с последующим примирением родни жениха и невесты (байга) или сватовства (куда) с уплатой калыма. До 1930-х гг. сохранялись шаманизм, культ духов-хозяев местности, представления о небесном божестве, творце Ульгене, его брате, хозяине преисподней Эрлике и злых духах айна. Шаманы (кам) получали шаманские бубны от Ульгеня или Эрлика, самые сильные – от духа (таг ээзи) горы Мустаг. Духи предков – покровителей домашнего очага изображались в виде женских фигур (ёрёкённер, тёр-кижилер). С 1831 г. среди шорцев действовала Алтайская духовная миссия, возглавляемая архиандритом Макарием (Глухарёвым), затем – святителем Макарием (Невским). К концу 19 в. появились шорские духовенство и интеллигенция; в 1930–1940-е гг. существовала шорская литература (поэты Ф. С. Чиспияков, Г. В. Костачаков, Т. В. Тудегешева, Л. Н. Арбачакова и др.).
Устное творчество. Героические сказания (кай), в которых используется горловое пение, сопровождаются игрой на 2-струнном щипковом кай-комусе; существуют и чисто инструментальные варианты эпоса. Песни: колыбельные, плачи (сыыт), лирические (узун сарын), плясовые (тандар), частушки (так-пак); характерны типовые напевы. На кай-комусе играли не только сказители-кайчы, но и песенники-сарынчы. В числе музыкальных инструментов: шаманский бубен, духовой шоор (из полого стебля растения), заимствованные – гармоника, балалайка.