Буряты
Буря́ты (самоназвание – бурят), монголоязычный народ в России, коренное население Бурятии, Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области и Агинского Бурятского округа Забайкальского края. Численность 460 тыс. человек (2020, перепись), в том числе в Бурятии 295,3 тыс. человек, Иркутской области 74,7 тыс. человек (составляют вторую по численности этническую группу в Усть-Ордынском Бурятском округе), Забайкальском крае 65,6 тыс. человек (составляют свыше 60 % в Агинском Бурятском округе), Республике Саха (Якутия) 6,6 тыс. человек. Живут также на северо-востоке и севере Монголии (40,6 тыс. человек, из них 14,4 тыс. человек в аймаке Дорнод, 4,9 тыс. человек в аймаке Хэнтий, также в аймаках Дархан-Уул, Сэлэнгэ и Хувсгел), в Северо-Восточном Китае (в основном в округе Хулун-Буир на северо-востоке автономного района Внутренняя Монголия) и др. В России бóльшая часть говорит по-русски, 66,7 % – на бурятском языке (в Забайкальском крае – 77,1 %, в Республике Бурятия – 69,2 %, в Якутии – 39 %, в Иркутской области – 56,9 %). Верующие – православные, старообрядцы, буддисты (махаяна, школа гелуг), многие буряты также придерживаются традиционных культов (шаманизм и др.).
Этнографическое описание
Время появления монголов в Прибайкалье разные исследователи датируют от 2-го тыс. до н. э. (Г. Н. Румянцев) до 13 в. н. э. (С. А. Токарев). Вероятно, с ними можно связывать баргутов (кит. байегу, тюрк. байырку), известных с 1-го тыс. в Баргузинской котловине. По-видимому, в ранний период своего пребывания в Прибайкалье монголы находились в сильной политической и культурной зависимости от тюрок. Последующее распространение влияния монголов в регионе связывают с возвышением государства киданей и ослаблением Кыргызского каганата (начало 10 в.). В начале 2-го тыс. источники упоминают в Прибайкалье хори (хорилар, куралас), разгромленных в 13 в. Чингисханом. В 13 в. (в исторической хронике «Сокровенное сказание») впервые упоминаются буряты, по-видимому, в это время подчинённые ойратам. Русские источники с начала 17 в. называют их «братами», «братскими». В долине Ангары и её притоков и верховьях Лены упоминаются объединения хонгодоров (хонгоодор), булагатов (булгад), эхиритов (эхирид), в Забайкалье – хоринцев (хори). Составлявшие их роды к 19 в. вошли в состав этнотерриториальных групп («поколений»): к западным (прибайкальским) бурятам относились нижнеудинские (среднее течение реки Уда), балаганские, или унгинские (бассейн реки Унга и среднее течение реки Ока), аларские (реки Белая и Аларь), идинские (бассейн рек Ида, Оса, верховья реки Уда), верхоленские (верховья Лены, Куды и Мурина), кудинские (реки Куда, Мурин, Китой, Голоустная), ольхонские (о. Ольхон и западное побережье Байкала), китойские (река Китой), окинские (верховья реки Ока), тункинские (верховья реки Иркут), закаменские (верховья реки Джида), кударинские (Кударинская степь в устье реки Селенга) буряты; к восточным (забайкальским) бурятам – селенгинские (среднее и нижнее течения Селенги и Джиды), хоринские (правобережье Селенги), баргузинские (река Баргузин), агинские (река Ага, среднее течение реки Ингода и низовья реки Онон), ононские хамниганы (река Онон). В состав бурят входили тюркские (в том числе до недавнего прошлого – сойоты) и тунгусские группы. Буряты объединялись в общины – улусы, или хотоны; улусы – в холбоны, или табины, во главе с шуленгами; холбоны – в роды во главе с зайсанами, или родовыми шуленгами; роды – в «поколения» во главе с тайшами; звание тайши с начала 18 в. жаловалось царским указом. Существовали также общие улусные и родовые сходы (сугланы). Роды были экзогамны, имели свою родословную (древнейшие родословные, записанные старомонгольским письмом, относятся к 17 в.), первоначально – общую территорию и культовые места. Со временем роды потеряли территориальную целостность и «родом» стала называться административно-территориальная единица пёстрого состава. По переписи 1897 г. буряты насчитывали 288 тыс. человек, 1926 г. – 237,5 тыс. человек, 1939 г. – 225 тыс. человек.
Традиционная культура типична для народов Южной Сибири. Основное традиционное занятие бурят – кочевое, у западных бурят – полукочевое скотоводство; кочевничество дольше всего сохранялось у агинских бурят. Разводят «пять видов скота» (табан хушуун мал): лошадей, овец, коров, коз, до 19 в. у западных и до середины 20 в. у восточных бурят – верблюдов; закаменские и окинские буряты разводят яков. Издавна известно сенокошение, выращивание сена на утугах (специально расчищенных и удобренных участках). Были развиты также охота (до середины 18 в. – исключительно с луком и стрелами), на Байкале – рыболовство и промысел нерпы. До начала 20 в. сохранялся обычай конной облавной охоты (аба) с участием до 1000 человек под предводительством ритуального вождя (галша). В ней участвовали все взрослые мужчины (с 10–13 лет), имевшие коней. Охота сопровождалась спортивными состязаниями, исполнением улигеров и др. Пашенное земледелие у западных бурят было известно с древности, у восточных – с конца 17 в., под влиянием русских. Развиты кузнечество (кузница была в каждом поселении; кузнецов почитали наряду с шаманами), литьё из бронзы, ювелирное дело (чеканка, зернь, скань, золочение, чернь, эмаль), роспись и резьба по дереву (в том числе изготовление буддийской культовой скульптуры, ксилографических досок), плетение ковриков из конского волоса (таар), меховая мозаика, аппликация, тиснение по коже, узорное вязание чулок. Традиционное жилище – войлочная юрта, у западных бурят ко 2-й половине 19 в. сменившаяся срубной четырёх-, шести- или восьмиугольной юртой (гэр) с шатровой крышей, опирающейся на 4 столба в центре, и дымовым отверстием (урхэ); были распространены и русские избы. Дом традиционно обращён дверями на юго-восток. Для мужской одежды характерен туникообразный правозапашной халат-дэгэл южносибирского (западные буряты) или восточноазиатского (восточные буряты) типа. Женщины носили платье на кокетке (западные буряты) или халат-дэгэл (восточные буряты; у девочек и старых женщин – мужского покроя, у девушек-невест и замужних женщин – с отрезным подолом и вставными рукавами в сборку) с безрукавкой (женщинам запрещалось «показывать спину»). Девушки носили одну, замужние женщины – две косы с богато украшенными накосниками, старые женщины обривали голову. Совершеннолетнему юноше волосы обривали, оставляя косу на темени. Мужчины и женщины носили украшения из серебра, коралла, бирюзы, янтаря. Традиционная пища – мясная (было известно употребление крови живых животных) и молочная. Из ячменной и ржаной муки делали лапшу, в золе очага пекли пресные лепёшки. Напитки – чай с молоком, маслом, солью, салом и др., квашеное коровье (курунга – хурэнгэ) и кобылье (кумыс – сэгээ) молоко, молочная водка (архи, тарасун).
Основа традиционной религии – шаманизм. Шаманские атрибуты – бубен с колотушкой (хэсэ, тойбор), бронзовое или нефритовое зеркало (толи), трость (сорьби), кнут (мина, ташуур), копьё, нож, варган (хур), костюм (оргой), головной убор из железа или кожи с головы зверя (майхабши) и шапка (малгай) и др. Шаманистская религия включала культ духов (эжин, бурхан, тэнгри, онгон, заян, нойон, хан), возглавлявшихся небесным богом Хухэ Мунхэ; посвящённые им изображения и предметы назывались онгонами (в семье могло храниться до 60 онгонов). Почитались родовые, семейные и местные покровители, духи умерших. В течение года устраивались семейные, улусные и родовые праздники (тайлаганы), Великий тайлаган проводился в начале лета. Новый год (Саган сара) праздновался у западных бурят осенью, у восточных – по буддийскому календарю (январь – февраль), летом отмечался праздник Обо тахил. С конца 20 в. шаманизм возрождается (т. н. неошаманизм), в г. Улан-Удэ возникла Ассоциация шаманов Бурятии Хэсэ хэнгэрэг (1993, с 1997 Духовный центр бурятской народной религии Боо мургэл).
Устное творчество
Распространены сказки, предания, пословицы, загадки. Центральное место в героическом эпосе бурят занимает «Гэсэр». В музыкальном творчестве различаются традиции западных и восточных бурят. У восточных бурят доминирует ангемитоника, включая бесполутоновую пентатонику, у западных бурят распространены звукоряды с полутонами. В некоторых жанрах встречаются элементы полифонии. Высокий статус в культуре имеют улигеры («Абай-Гэсэр», «Ерэнсэй», «Лодой Мэргэн» и др.); западные буряты поют их от начала до конца, восточные буряты чередуют пение с прозаической или поэтической речью, иногда в сопровождении 2-струнного смычкового инструмента (хур) или цитры (ятаган). Распространены также флейты – поперечная (лимба) и продольная (сур), ряд заимствованных инструментов. Наиболее сохранившаяся часть культуры – песни (дун), включающие многие лирические и обрядовые жанры (любовные, бытовые, шуточные, сиротские, свадебные, застольные), а также песни-танцы: круговой ёохор (западнобурятского происхождения, ныне распространён повсеместно) и нэрьеэлгэ (восточнобурятского).