Сету
Се́ту, сето (самоназвание setokõsõq, setoq; в прошлом также были известны как псковская чудь, полуверцы), прибалтийско-финская этническая общность.
Проживают в Республике Эстония (12,3 тыс. человек – 2015, оценка) и Российской Федерации (234 человека – 2020, перепись). Традиционная территория проживания в Эстонии – волость Сетомаа уезда Вырумаа (около 3,2 тыс. человек – 2022, регистр народонаселения), в РФ – Печорский район Псковской области (141 человек – 2020, перепись). Потомки переселенцев сету рубежа 19–20 вв. живут также в Красноярском крае (58 человек – 2020, перепись) – в деревнях Хайдак и Булатновка Партизанского района и в деревне Новая Печера Рыбинского района.
По данным этнографа Ю. Ю. Трусмана, в 1885 г. в Псковском уезде одноимённой губернии насчитывалось 12,8 тыс. сету; переписью 1897 г. в этом уезде было зафиксировано 14,1 тыс. православных эстонцев, большинство из которых являлись сету. По проведённой в Эстонии переписи 1934 г., численность сету составляла 15,0 тыс. человек. Все последующие данные до начала 21 в. носят оценочный характер и относятся к Печорскому району Псковской области. В 1945 г. здесь насчитывалось около 5,7 тыс. сету, в 1959 г. – около 4,5 тыс., в 1979 г. – более 1,6 тыс., в 1999 г. – около 0,5 тыс. человек.
Существует гипотеза, что этноним «сету» происходит от эстонского указательного местоимения see – «это». В быту используют говор выруского диалекта эстонского языка. В Эстонии в 1920-х гг. и в конце 20 – начале 21 вв. предпринимались попытки создания литературного языка сету. По переписи 2021 г. в Эстонии использование сетуского идиома указали 26,2 тыс. человек. В России сету владеют русским языком.
Верующие – православные, длительное время сохранялись элементы дохристианских верований, поэтому соседнее русское население называло их полуверцами.
В 2010 г. сету были включены в Список коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Исторический очерк
Существует несколько версий происхождения сету. По одной из них, это потомки эстонцев, переселившихся на земли Пскова, спасаясь от притеснений немецких феодалов. Согласно другой гипотезе, в основе сету – местный прибалтийско-финский субстрат, в состав которого вошли эстонские переселенцы конца 16 – 18 вв., принявшие православие. Имеется предположение и о формировании сету на основе прибалтийско-финских племён, отдельных от других родственных этнических общностей. В настоящее время получает распространение точка зрения, что предками сету, как и эстонцев, является древняя чудь, которая вступила в контакт с продвинувшимися на их земли славянами.
В 16–18 вв. сету представляли собой социоконфессиональную общность, которая складывалась в зоне взаимодействия славянского и прибалтийско-финского населения. Важную роль в формировании сету сыграл Псково-Печерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь – проводник православия на окрестных землях. В конце 18 – 1-й четверти 20 вв. происходило окончательное формирование этноконфессионального самосознания сету, а с середины 20 в. они конституировались в этническую общность.
После распада Российской империи и провозглашения Эстонской Республики территория сету оказалась в составе нового государства. В период независимой Эстонии с 1920-х гг. сету вынуждали брать эстонские фамилии и получать школьное образование на эстонском языке. В 1945 г. в результате передачи Печорского района в состав Псковской области РСФСР сету оказались в разных условиях культурного развития, ускорились темпы ассимиляции со стороны эстонцев на западе, со стороны русских – на востоке.
Этнографическое описание
Главными занятиями сету в конце 19 – начале 20 вв. являлись пашенное земледелие (выращивали преимущественно зерновые культуры и лён) и животноводство (держали крупный рогатый скот, овец, свиней, домашнюю птицу), некоторое развитие получили огородничество, садоводство и пчеловодство.
Основным типом поселений сету были деревни. У переселенцев в Сибирь до начала 1930-х гг. преобладал хуторской тип расселения. Традиционно постройки на усадьбе сету образовывали замкнутый двор, попасть внутрь его можно было через высокие крытые ворота. До конца 19 в. наряду с избой русского типа в некоторых сетуских поселениях бытовала жилая рига. На смену двухкамерной постройке пришло многокамерное жилище с застеклённой верандой. У сибирских сету сохранился традиционный тип избы до настоящего времени.
Внутренняя планировка жилища западнорусского типа с печью, расположенной в углу у входной двери, с устьем, ориентированным к боковой стене. Сначала печь топилась по-чёрному, а над шестком подвешивался котёл. Впоследствии появилась русская печь с трубой и плитой для приготовления пищи. По диагонали от печи располагался святой угол (pühasenulk) с иконами, под которыми стояли стол и приставные скамьи. Вдоль стен шли массивные лавки, за печью, в спальном углу, располагались кровати. В интерьере жилища выделялось нарядное святое полотенце (pühaserätt).
Архаичные элементы одежды дольше всего сохранялись в женском костюме. Древний комплекс включал туникообразную рубаху, шерстяную или льняную несшитую поясную одежду, наплечное покрывало и набедренники. Дольше всего продолжали носить старинные головные уборы. Девушки надевали налобную повязку на твёрдой основе с прикреплённой сзади лентой (vanik), женщины – сложный полотенчатый линик (linik), длинные концы его спускались вдоль спины. В конце 18 в. получил распространение новый комплекс одежды, в котором сочетались старинные элементы, а также белый туникообразный сарафан (rüüd) с ложными рукавами и плетёная из красной шерсти головная повязка. В середине 19 в. белый сарафан постепенно вытесняется синим – китасником.
На рубеже 19–20 вв. старинные элементы женского костюма сменяются новыми: туникообразным косоклинным чёрного цвета сукманом, передником и рубахой новгородского типа с пышными рукавами. Дополнительной деталью головного убора становится платок с растительными узорами, вытканными золотой мишурой. Такой костюмный комплекс сохранялся до 3-й четверти 20 в.
Отличительной особенностью женского праздничного костюма являлись многочисленные украшения. Ворот рубахи застёгивался маленькой фибулой, грудь украшалась большой конической фибулой sõlg. Нашейными украшениями служили ожерелья с подвесками, бусинами, крестами, монетами, а также цепи с крестом или медальоном. Носили также серьги, браслеты, кольца. Все металлические части украшений изготовлялись из серебра. Их общий вес составлял 2–3 кг.
Мужской костюм включал рубаху-косоворотку, подвязывавшуюся поясом поверх полосатых штанов. Верхняя одежда – кафтан, аналогичный женскому. Её дополняла сумка с курительными принадлежностями. Головной убор – шляпа с полями.
Верхняя мужская одежда была аналогичной женской. Летом и в демисезонные периоды носили полушерстяные и суконные кафтаны, зимой – овчинные полушубки и шубы, а на руки надевали вязаные рукавицы. Будничной обувью до конца 19 в. были веревочные лапти и кожаные поршни (tsuva), надевавшиеся на вязаные шерстяные носки без пяток.
В конце 19 – начале 20 вв. традиционный мужской костюм был вытеснен городской одеждой фабричного изготовления. У женщин в то же время входят в моду праздничные полусапожки со шнуровкой.
Трое молодых людей. Слева – мужчина в традиционном костюме сету. Верроский уезд Лифляндской губернии (ныне волость Сетомаа уезда Вырумаа, Эстония). 1912–1914. Фото: Armas Väisänen. Агентство финского наследия.Традиционная пища сету – ржаной хлеб на закваске, выпечка (лепёшки, пироги, ватрушки, блины), каши, похлёбки, овощные блюда, молочные и мясные продукты, ягоды и грибы. Важное место в рационе занял картофель, который ели с солёным творогом, конопляным маслом, селёдочным рассолом, тёртой редькой, солёными грибами с постным маслом. Из варёной капусты и свёклы делали квашеную смесь. Мясо засаливали, в свежем виде его употребляли только при забое скотины. Свиное сало перетапливали. Обычно мясо клали в похлёбки в период зимнего мясоеда, от Рождества до Масленицы, в остальное время их заправляли молоком или постным маслом. Молоко использовали для приготовления сметаны, творога и сыра. Праздничным кушаньем являлся сладкий сыр, похожий на пасху. Поминальной пищей служили кутья из гороха с мёдом, творожный сыр, варёные яйца, рыба, гороховая каша с сытой, овсяный кисель. Из сухарей, а также из ягод можжевельника делали квас. Из овса готовили кисель. Слабоалкогольным напитком являлось пиво, из пшеницы делали крепкий самогон.
Для сету была характерна общинная организация, до 1920-х гг. сохранялась большая семья. Основная доля браков заключалась в возрасте от 15 до 25 лет. Традиционная сетуская свадьба сохранялась до начала 1930-х гг. Предсвадебный период, включавший сватовство, сговор и обручение, мог длиться 2–3 месяца. Собственно свадьба состояла из венчания, свадебного пира, утреннего пробуждения и одевания головного убора линика на молодую.
Своеобразным ритуалом родильной обрядности были глядины новорождённого, организовывавшиеся до крещения. На них приходили родственницы и соседки с выпечкой и омлетом munaroog.
В погребальной обрядности, наряду с православными традициями, сохранялись дохристианские представления. После выноса гроба с покойником совершались защитные действия от смерти: в порог забивали гвозди, отрубали голову домашней птице, окуривали жилище можжевельником. Первое прощание с покойником совершалось на перекрёстке у сосны или можжевельника. К могильному кресту привязывали пояс или линик. С кладбища возвращались тайной дорогой. В доме перед поминальной трапезой прикасались ладонями к печи. Дни поминовения соответствовали православной традиции.
Находясь под мощным религиозным и культурным влиянием Псково-Печерского монастыря на протяжении полутысячелетия, сету длительное время сохраняли традиционные представления, особенно связанные с хозяйственной, общественной и семейной сферами жизни. До конца 19 в. у них почитался бог Пеко (Peko Jumal). Его изображение в виде деревянного идола или восковой свечи являлось общим для группы родственных семей. Ежегодно, накануне Троицы, за право его хранения в своём амбаре устраивалась ритуальная драка до появления первой крови. При организации пиршества для этого божества возжигали чёрные свечи, совершали жертвоприношения. Перед началом и после окончания полевых работ в честь Пеко устраивали совместную трапезу.
Почитание христианских святых также имело своеобразие. Так, скульптурное изображение святого Николая Чудотворца надвратной церкви Псково-Печерского монастыря в праздничный день обкладывалось выпечкой, молочными продуктами, а его губы обмазывали маслом и творогом. У сету имелись священные рощи, источники, а также камни, к которым приходили в определённые праздники, жертвовали продукты для излечения от болезней.
В основе календарной обрядности сету лежал церковный календарь. Наряду с повсеместно отмечаемыми двунадесятыми, имелись локальные престольные праздники. Среди них выделялись приходские большие Престолы и малые Престолы, праздновавшиеся в конкретной деревне. Некоторые праздники сохраняли прибалтийско-финские особенности. Таковым, например, был бабий праздник, приходившийся на четверг Масленичной недели. В этот день женщины собирались отдельно от мужчин и устраивали пиршество, купив вскладчину еду и алкогольные напитки. Некоторые обычаи сложились под влиянием западных традиций, в частности отмечались праздники, характерные для южноэстонской традиции. Популярными были кирмаши (kirmaškis) – народные гуляния после посещения праздничной церковной службы или ярмарки и вечером в воскресные дни в весенне-летний период. В осенне-летний период молодёжь устраивала посиделки – супрядки.
Современная ситуация
В 1993 г. в Псковской области создана Печорская районная общественная организация «Этнокультурное общество народа сето». В РФ существуют 3 музея сету. Два из них [государственный (2001) и частный] расположены в деревне Сигово Печорского района Псковской области, третий (2001) – в деревне Хайдак Партизанского района Красноярского края. В этих поселениях в 21 в. ежегодно проводятся этнокультурные фестивали: в деревне Сигово «Сетомаа. Семейные встречи», в деревне Хайдак – «День в Королевстве Сету». При Печорской лингвистической гимназии создан детский этнографический ансамбль сету Tsirgukõsõ («Птенцы»), а в деревне Сигово Печорского района – семейный ансамбль Kaarahelbe. В деревне Хайдак Красноярского края организован хор сету.
В 1995–2000 гг. Эстонская Республика экономическими мерами стимулировала переселение сету из РФ. В настоящее время в Эстонии работают 3 музея сету: в Саатсе, в Обинице и Вярска волости Сетомаа уезда Вырумаа. В 1993 гг. возобновили работу Конгрессы сетуского народа, также началось радиовещание, издание ежемесячной газеты Setomaa (1995) и ежегодного журнала Peko Helü (2006). В 2010 г. в посёлке Вярска создан Институт сету. Песенные традиции сохраняют более полутора десятков сетуских хоров. С 1994 г. в первую субботу августа в разных поселениях Сетомаа празднуется День королевства сето – с конкурсами по изготовлению сыров и пива, соревнованиями танцоров, певцов и пастухов. Завершаются торжества выбором короля сету, считающегося наместником бога Пеко на земле.
Существуют совместные эстонско-российские проекты по развитию традиционных сетуских ремёсел (изготовление изделий из дерева, глины, ткачество и т. д.) и обучению им жителей приграничных территорий РФ и Эстонии.
Устное творчество
Устное наследие сету отличается архаическими чертами, сближающими его с культурой других народов прибалтийско-финской языковой группы (водь, ижора), финно-угорских народов Среднего Поволжья, а также русским влиянием. Связь с поволжскими народами проявляется в том числе в наличии многоголосия.
До конца 20 в. сохранялась живая музыкально-поэтическая традиция: свадебные и похоронные причитания (плачи), песни обрядовые, трудовые, пастушьи, игровые, повествовательные (с развитым сюжетом) и др. Традиция преимущественно женская, мужские песни – трудовые, пастушьи, праздничные. Наибольшим своеобразием отличается уникальное многоголосное (гетерофонное) исполнение аллитерационных песен – т. н. рунических, для которых типичен формульный (короткий, повторяющийся с минимальными ритмическими и мелодическими вариантами) силлабический напев (без распевов). Трудовые и обрядовые песни исполняются с припевом. В хоре (ансамбле), наряду с запевалой, имеются один верхний голос и один или несколько нижних. Узнаваемая на слух ладовая особенность сетуского многоголосия – узкообъёмный звукоряд с опорой на уменьшённую кварту. Многоголосие иногда встречается в причитаниях.
Первые записи на фонограф осуществил в 1912 г. финский фольклорист А. О. Вяйсянен. Некоторое количество песен и причитаний опубликовано в виде нотаций и/или звукозаписей (всего было записано несколько тысяч образцов). Центрами изучения фольклора сету были научные организации Тарту и Таллина.
Х. Тампере и другие исследователи записали в 1970–1975 гг. от запевалы Ольги Лаанету (Olga Laanetu, 1911–?) и её хора (деревня Сууре-Рысна, ныне уезд Вырумаа, Эстония) 81 образец рунических песен, часть из них проанализирована с точки зрения ладового и ритмического строения (Сарв В. 1980. С. 129–145). Экспедиционные аудиозаписи 1972 г. изданы в 1975 г. на грампластинке «Setu laulud» («Песни сету», фирма «Мелодия», Таллинская студия грамзаписи, М32 36853-4). Сетуские причитания, в том числе причитание невесты в исполнении Ольги Лаанету, опубликованы в 1984 г. на грампластинке «Setu itkud» («Сетуские причитания», фирма «Мелодия», Таллинская студия грамзаписи, М32 45495 004).
Образцы из репертуара народной певицы Веры Пяхнапуу (Veera Pähnapuu) (1916, деревня Ястребье, ныне в Печорском районе Псковской области России – 1989, Пылвамаа, ныне Эстония), записанного в 1989 г., изданы в том же году отдельным диском («Мелодия», Таллинская студия грамзаписи, C30 28769 001).
Сведений о традиционных музыкальных инструментах сету немного, основной инструмент – каннель «с открылком» (аналог псковско-новгородских крыловидных гуслей). Дольше других инструменты сохранялись у пастухов, архаичные наигрыши на натуральной трубе, пастушьем роге воспроизведены сетуской группой ансамбля Leegajus («Леэгаюс») под руководством И. Тынуриста (в 1975 записаны на грампластинке «Эстонские народные песни и наигрыши», «Мелодия», Таллинская студия звукозаписи, С30 05807-8).