Мелодическая формула
Мелоди́ческая фо́рмула (англ. melodic formula, intonation formula, нем. Melodieformel, Intonationsformel), устойчивый мелодический оборот, переходящий из одной музыкальной композиции в другую.
Одна из важнейших категорий монодического лада модального типа, характерного для западного григорианского пения, древнерусского знаменного распева, арабского макама, индийской раги, прибалтийско-финских рунических песен, восточнославянских календарных песен и др. Из отдельных мелодических формул по принципу центонизации могут складываться целостные типизированные мелодии, или «мелодии-модели» (англ. type-melody, melody type, нем. Typusmelodie), «формульные напевы».
Значимость мелодических формул в разных монодических традициях разных традиционных культур и регионов неодинакова, в пределах одной культуры – неодинакова в разных музыкальных жанрах (формах). Например, в григорианике значение мелодических формул велико в псалмодии и близких псалмам формах cantus planus (в тракте, интроите, коммунио) и значительно меньше – в других литургических жанрах (гимнах, секвенциях). Некоторые жанры знаменного распева рассматриваются как песнопения, целиком скомпилированные из мелодических формул, в то время как в других отмечаются только некоторые узнаваемые формулы (т. е. центонизации как техники композиции нет). Мелодические формулы встречаются в церковной полифонии Западной Европы (например, в мотетах и мессах композиторов франко-фламандской школы, в церковной музыке Дж. П. да Палестрины), однако значение их как идентификаторов многоголосного лада точно не установлено и составляет предмет острой научной дискуссии.
Мелодическая формула – современное типологически обобщённое название теоретической категории, для рефлексии которой в исторические времена использовались разные термины. В древнегреческой музыке мелодия-модель называлась (предположительно) словом «ном» (др.-греч. νόμος), в византийском церковном распеве – «эни́хима» (греч. ἐνήχημα), в иранском дастгяхе – «гюше»; в знаменном распеве (например, в певческих азбуках) короткая мелодическая формула называлась словом попевка, а целостная мелодия-модель – погласица (буквальный перевод слова ἐνήχημα). Для обозначения мелодических формул в псалмовых тонах западной (латинской) монодии использовались термины: интонация (первоначально формула зачина, позже вся мелодия-модель), EUOUAE (по гласным стандартного окончания малого славословия seculorum amen; она же – дифференция, лат. differentia – формула окончания). В григорианике, помимо псалмовых тонов, в 9–12 вв. практиковались мнемонические мелодии-модели для настройки на церковный тон (например, для 1-го из церковных ладов – с инципитом «Primum quaerite», для 2-го – «Secundum autem», для 3-го – «Tertia dies» и т. д.), т. е. своеобразные схемы развёртывания модального лада. Примеры таких «распевочных» мелодий-моделей находятся в старинных нотных рукописях (например, в тонариях), а также в теоретических трактатах (например, в «Послании о незнакомом распеве» Гвидо Аретинского), где они называются невмами. Мелодии-модели встречались и в старинной светской музыке. К ним относятся «тоны» миннезингеров и (подражавших миннезингерам) мейстерзингеров.
Слово «попевка» широко использовалось в советском музыковедении по отношению к любым культурным и историческим традициям (например, по отношению к григорианскому хоралу и восточной монодии у Ю. Н. Холопова), в том числе для обозначения устойчивых мелодических оборотов в народных песнях.