Олонхо
Олонхо́ (якут. олоҥхо), общее название древнейшего героического эпоса якутов.
История создания и жанровые особенности
Зародился в 8–10 вв. Входящие в состав олонхо эпические сказания, в которых нашли отражение архаические представления о божественном происхождении ураанхай саха (якутов), объединяет мотив борьбы главных героев – бесстрашных, сильных и красивых «боотуров» (богатырей), отправленных божествами Верхнего мира для избавления людей Среднего мира от коварных и неуловимых чудовищ Нижнего мира. Имена богатырей (иногда весьма развёрнутые) дали названия отдельным олонхо: «Хаан Дьаасын-Боотур на коне Лев Серый, у которого хвост – пургой, грива вихревая, езда разрушающая, шаг размашистый и который на ходу играет шеей»; «Кюн Джесселют-Боотур», «Мэлдью Сильный», «Могучий Эр Соготох» и др.
Средний размер сказания 10–15 тыс. (иногда до 50 тыс.) стихотворных строк; часть текста излагается ритмизованной прозой, встречаются прозаические отрывки. По содержанию, сюжетно-композиционному строю и средствам художественной изобразительности олонхо близок к героическим эпосам других тюркских и монгольских народов Сибири (хакасов, алтайцев, тувинцев, бурят и др.), а также малочисленных народов Севера (долган, нганасан, эвенов, эвенков и др.).
Первые записи олонхо сделаны в 1844 г. А. Ф. Миддендорфом (латинским алфавитом на языке оригинала; опубликованы в 1878); переводы на русский язык начали появляться с 1884 г. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. П. А. Ойунский на основе многочисленных вариантов олонхо создал и записал сказание «Нюргун Боотур Стремительный».
В 2005 г. по решению ЮНЕСКО отнесён к шедеврам устного нематериального культурного наследия человечества. В соответствии с Указом президента Республики Саха (Якутия) В. А. Штырова от 15 ноября 2006 г. День Олонхо отмечается 25 ноября. Охрана, популяризация олонхо и его передача последующим поколениям закреплены законом Республики Саха (Якутия).
Исполнительская традиция
Устное воспроизведение эпоса – сольная импровизация певца-сказителя (олонхосута), включающая эпическое повествование (немузыкальный речитатив) и пение (без инструментального сопровождения).
Музыкальная стилистика олонхо архаична, характер мелодий в большей степени определяется тембром голоса, чем звуковысотностью. Персонажи, появляющиеся по ходу сказания, имеют свои постоянные музыкальные характеристики (около 10–20 героев в каждом олонхо). Прямая речь положительных героев (богатыри Среднего мира, их родственники, духи-покровители, богатырские кони) передаётся в виде торжественных плавных песен дьиэрэтии ырыа. Это уникальный песенный стиль, в котором мелодия расцвечена множеством фальцетных призвуков (кылысах) в высокой тесситуре; в результате создаётся впечатление своеобразного сольного двухголосия. Мелодии дьиэрэтии формульные, в основе – трёх-, реже четырёхступенные ладовые звукоряды с использованием микротоновых интервалов и экмелики. Песни лирических женских персонажей (похищенная красавица-невеста, добрая небесная шаманка, явившаяся на помощь богатырю в образе священного белого журавля) исполняются в более обычном песенном стиле дэгэрэн ырыа (размеренная, подвижная песня). Комические герои также характеризуются стилем дэгэрэн, но с использованием особых способов звукоизвлечения (с целью наделить эти образы запоминающейся манерой речи). Песни отдельных героев в стиле дьиэрэтии могут длиться около 1 ч, обычно длительность одного олонхо – 2 вечера по 8–10 ч (в прошлом известны случаи, когда олонхо длилось до 10 дней с перерывами на сон и еду).
Традиция олонхо сохраняется поныне; картины жизни, быта и военных действий древних героев олонхосут нередко дополняет близкими современникам деталями. Первые записи олонхо на фонограф сделаны в начале 20 в. российским этнографом В. И. Иохельсоном (фрагменты песен богатырей из олонхо «Дитя-сиротина»). Один из крупнейших известных олонхосутов – Устин Нохсоров (1907–1951); с его голоса записано много эпических песен, в том числе песни из олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» (1946).