Пентатоника
Пентато́ника (от греч. πέντε – пять и тон), пятиступенная интервальная система.
Основной тип пентатоники – бесполутоновая, или ангемитонная, звуки которой можно расположить по чистым квинтам. Имеет 5 звукорядных модификаций (см. нотную иллюстрацию 1). Ангемитонный пятиступенный звукоряд не следует трактовать как диатонический с «пропущенными» ступенями.
Бесполутоновая пентатоника встречается в музыкальном фольклоре разных народов начиная с древнейших его образцов. Она свойственна традиционной музыке народов Поволжья (татарской, башкирской, марийской), Дальнего Востока (китайской), Юго-Восточной Азии (вьетнамской) и др. Ангемитонная пентатоника может быть неполной, или «олиготоновой» (от греч. ὀλίγος – недостаточный, малочисленный); в музыке реализуется главным образом в виде трёх- или четырёхзвучных звукорядов. Ангемитонную олиготонику относят к пентатонике условно, т. к. она не образует пятиступенной системы.
В 19–20 вв. пентатоника как характерный модализм вошла в мелодику европейской профессиональной музыки (Концертный этюд для фортепиано Des-dur Ф. Листа, романс «Спящая княжна» А. П. Бородина), оказав влияние и на состав аккордов.
Пентатоника в широком смысле включает любые пятиступенные звукоряды, которые представляют собой самодостаточные и полные интервальные системы (в отличие от пентахордов неполных диатоник). Среди них: полутоновая пентатоника, распространённая в японской музыке для кото (например, a-h-c′-e′-f′; см. также нотную иллюстрацию 2); темперированная пентатоника (октавный звукоряд делится на 5 приблизительно равных частей; например, индонезийский слендро), смешанная пентатоника (например, a-h-d′-e′-f′).