Быличка
Были́чка, фольклорный необрядовый жанр; короткий рассказ о встрече человека с нечистой силой. В отличие от сказки быличка имеет установку на достоверность.
Термин «быличка» был введён Б. М. и Ю. М. Соколовыми в фольклорном сборнике «Сказки и песни Белозерского края» (1915) и распространился в русской фольклористике. В качестве синонимичного иногда используется понятие «бывальщина». Некоторые исследователи отмечают, что различие между быличкой и бывальщиной определяется дистанцией между рассказчиком и героем, а также особым вниманием бывальщины к фантастическим и неправдоподобным деталям. Российский фольклорист Э. В. Померанцева (1899–1980) отмечала, что в среде носителей традиции наряду с понятием «быличка» используют слова «бывальщина», «былица», обозначая таким образом «сбыточность», т. е. правдивость рассказа (Померанцева. 1985. С. 174).
В основе сюжета любой былички – случай, произошедший с самим рассказчиком, с человеком, которого он знает лично, или со знакомым знакомого. Среди традиционных зачинов былички: «Этот случай произошёл в деревне. Однажды ночью мой дядя…», «Поехали мы в Шуберское по землянику…», «Эту историю мне рассказывала моя бабушка. Ей было восемь или девять лет…» (здесь и далее примеры из Афанасьевского сборника, 2008).
Мифологические персонажи – «нечистая сила» – в быличке появляются и действуют на фоне реалистичных бытовых картин повседневности. Нередко происходящее обусловливается особенностями места действия (близость леса, озера, знакомых слушателю локаций и т. д.). В отличие от сказки быличка имеет «характер свидетельского показания» (Померанцева. 1975. С. 180). Как писал Н. И. Толстой, активным героем былички становится мифологический персонаж, тогда как свидетель лишь наблюдает и фиксирует обстоятельства встречи, детали его внешнего облика и действия (Толстой. 1995. С. 278). При этом каноническая ситуация рассказывания былички, как отмечают исследователи (Е. Е. Левкиевская и др.), не включает имя описываемого существа, что отчасти связано с возможностью навлечь опасность, называя нечистую силу.
Благодаря установке на достоверность быличка – единственный жанр, отражающий представления об актуальной мифологии, демонологии. Несмотря на то что былички разных славянских народов и регионов могут заметно расходиться в содержании, ряд мифологических персонажей остаётся общим (например, леший, водяной, русалка, полудница, домовой, ходячий покойник, ведьма, овинник и др.). Согласно определению Н. И. Толстого, «обобщающим персонажем нечистой силы у всех славян является чёрт» (Толстой. 1995. С. 280).
Широкий набор персонажей славянской демонологии отражается в классификациях и указателях текстов быличек. Фольклористы группируют былички по содержанию (основным мотивам) и сановным мифологическим существам. Современная исследовательница Е. С. Ефимова предложила доработать такие классификации путём выделения сквозных функций персонажей и мотивов и «классифицировать былички, основываясь на принципах мифологического мировоззрения» (Ефимова. 1992. С. 53). Она выделила 3 блока мотивов: антагонист (нечистая сила) в реальном мире, герой в «антимире» (пространстве, противопоставленном действительности), последствия контакта героя с «антимиром» (Ефимова. 1992. С. 52–63).
Мифологические персонажи в быличках принимают разные облики – как антропоморфные, так и зооморфные или смешанные. Домашние духи (домовые, гуменники, банники) способны выступать в роли животных и птиц. Русалки и полудницы почти всегда антропоморфны. Каждый из персонажей демонологии имеет характерные действия (леший хохочет, уводит вглубь леса; русалки расчёсывают волосы, качаются на ветвях и могут защекотать насмерть; домовой «хозяйничает» в доме, «давит» человека или мучает скот). Нечистая сила не имеет однозначно негативного характера и может выступать в роли помощника или защитника.
Сюжет былички чаще всего строится по схеме: неожиданная встреча, описание внешнего вида мифологического существа, его действие или исчезновение. Характерен элемент внезапности, страха перед столкновением со сверхъестественным (именно реальной силой, а не вымышленным существом), иногда – печальный исход или последствия. Сюжет былички может строиться на нарушении запрета, которое ведёт к встрече с мифологическим персонажем: «Вот идёт она с Алёшкой по лесу. А мальчишка её шаловливый был, идёт и балуется. Ну, а мать не в настроении. Ну и крикнула на него: "Чтоб чёрт тебя забрал". И вдруг мальчик пропал. Мать сюда, туда – нет его. Только голос его слышен – плач. Так до сих пор Алёшка не вернулся, только, когда идёшь через Чёртов лес, слышен детский плач» (Афанасьевский сборник. 2008. С. 240).
Былички описывают также способы защиты от нечистой силы: «И вот она однажды, вся бледная прибегает ко мне и говорит, что сегодня во сне видела Серёжу (так звали её покойного сына). Он жаловался ей, что ему очень холодно и он просит, чтобы она передала ему тёплые вещи, но не давала денег, т. к. ему они здесь не нужны. Тогда она пошла, купила новый костюм, ботинки, шапку и закопала рядом с могилой эти вещи. На следующую ночь он приходил к ней во сне и благодарил её, сказав, что ему теперь тепло и хорошо...» (Афанасьевский сборник. 2008. С. 213).
«Идут с улицы, а какой-то клубок катится, а там возьмут стукнуть по нём, а потом на утру, говорить, у того нога заболела или что ещё. Это говорит, значит, он превращался, он или она в ведьмы, а потом болеют. Чтобы уберечься от ведьм и колдунов вешали подковы на дверях» (Афанасьевский сборник. 2008. С. 44).
Стилистически текст былички отличается эмоциональной окраской, обилием междометий и частиц, встречается имитация речи нечистой силы. Этот жанр имеет особые условия бытования: быличка предполагается как часть неформального диалога, выстроенного на непрерывном обмене репликами между говорящим и слушающим, каждый из которых в равной степени погружён в контекст истории. Текст былички краток и соответствует продолжительности развёрнутой реплики. Зачастую он предполагает угадывание имени нечистой силы или даже ответный рассказ на ту же тему. В современном фольклоре черты былички сохраняются в жанре страшилки.