Мокша (этническая группа)
Мо́кша, мокшане (самоназвание – мокшот), этническая (субэтническая) группа мордвы в России. Численность составляет 11,8 тыс. человек (2020, перепись). Живут в основном к западу от реки Инсар в западной части Республики Мордовия: Атюрьевском, Ельниковском, Зубово-Полянском, Инсарском, Кадошкинском, Ковылкинском, Краснослободском, Рузаевском, Старошайговском, Темниковском, Теньгушевском, Торбеевском районах (10,1 тыс. человек). Группы мокши проживают также в Ульяновской (342 человека), Пензенской (323 человека), Московской (288 человек) областях, Москве (255 человек), Самарской области (81 человек), Республике Татарстан (49 человек) и др.
Говорят на мокшанском языке. Мокшанам присущ билингвизм, т. е. наряду с родным они свободно владеют русским языком.
По вероисповеданию мокшане в подавляющем большинстве православные христиане.
Исторический очерк
Этногенез мордвы происходил в Волго-Окском междуречье на базе племён городецкой археологической культуры примерно в конце 1-го тыс. до н. э. – начале 1-го тыс. н. э. Этническая история народа в то время характеризовалась двумя тенденциями: с одной стороны, шли процессы консолидации, что вело к упрощению этнической структуры мордвы, с другой – с 1-й половины 1-го тыс. н. э. в лоне древнемордовской семьи племён начинают все явственнее вырисовываться линии эволюции мокшанской и эрзянской групп. Сформировавшиеся особенности в языке, антропологическом облике, культуре и быте тех групп племён, на базе которых происходил этногенез эрзи и мокши, во многом обуславливались обширностью их этнической территории и вследствие этого региональной разобщённостью, контактами с разными народами, миграционными процессами и иными факторами. При этом мордва неодинаково плотно размещалась по своей территории, сосредотачиваясь в основном в наиболее благоприятных для ведения земледельческого и скотоводческого хозяйства местах, которыми являлись в первую очередь долины рек Волго-Окского бассейна и открытые пространства, расположенные в глубине лесов. В конце 1-го – начале 2-го тыс. у мокши, как и у эрзи, формируется единовластие в лице правивших ею оцязоров (оцю – великий, азор – хозяин), пришедших на место племенных старейшин тюштей. Вероятно, в конце 12 – 1-й трети 13 в., часть мокши была объединена под властью правителя Пуреша («Пурешевой волости»), а также в границах «Пургасовой волости» во главе с её правителем Пургасом, управлявшим в основном землями эрзян. Вопрос об этнической принадлежности Пуреша неясен, некоторые исследователи считают его мокшанским царём (каназором), другие относят его к половцам. В ходе монгольского нашествия в 13 в. мокшане платили ясак хлебом, скотом, мёдом, пушниной и другими продуктами, что вызывало недовольство народа. К концу 15 – середине 16 вв. земли мокши включены в состав Русского государства, где мокшане первоначально были ясачными людьми, затем в основном составили категорию государственных крестьян. Процессы миграции, урбанизации среди мокшан как в дореволюционное, так и в советское время, происходили с меньшей интенсивностью в сравнении с эрзянами, поэтому дисперсность в их расселении выражена слабее.
Впервые мокша упоминаются как moxel в записках Гильома де Рубрука (13 в.). Также одно из ранних сведений о мокше содержится в сочинении «Джами-ат-таварих» («Сборник летописей» на персидском языке, 14 в.) Рашид-ад-Дина. В русских письменных источниках термины «мокшана», «мокшаня», «темниковские мокшане», впервые упоминаются в «Книгах письма и меры мордовских и буртаских земель» Д. Ю. Пушечникова и А. Костяева за 1624–1626 гг., в то время как этноним «мордва» фигурирует непрерывно начиная с «Повести временных лет». В древнерусских летописях, словах и поучениях христианских миссионеров нередко встречается теоним (имя божества) Мокошь, являвшийся, по-видимому, обозначением женского дохристианского божества восточных славян, почитавшегося ими как богиня – покровительница женских работ, а именно прядения и ткачества, плодородия. Существует версия происхождения этнонима «мокша» от гидронима Мокша. От него получила своё название одна из древнемордовских соплеменностей, расселённых в бассейне реки Мокша.
Понимание этнической неоднородности мордвы, её деления на эрзю и мокшу, стало формироваться со 2-й половины 18 в. после выхода в свет трудов учёных – участников академических экспедиций П. С. Палласа, И. И. Лепёхина, П. И. Рычкова и др., которые своими исследованиями в Среднем Поволжье внесли немалый вклад в этнографическое изучение народов этого региона, в том числе и мордовского. Название «мокша» легло в основу целого ряда мордовских личных имён, таких как Мокший, Мокшай, Мокшеват, Мокшазар, Мокшан, Мокшака, Мокшар, Мокшабай, Мокшадей, от которых произведены фамилии Мокшин, Мокшакин, Мокшанкин, Мокшабаев, Мокшадеев, Мокшаев, Мокшазаров, Мокшаков, Мокшанихин, Мокшанин, Мокшанов, Мокшанцев, Мокшарев, Мокшеев, Мокшов, Мокшиский, Мокшанский и др., бытующие у мордвы поныне.
В советский период на мокшанском языке было издано большое количество литературы всех жанров, учебников, периодики, выросло количество учебных заведений в местах компактного проживания мокшан, где он преподавался.
В Республике Мордовия на мокшанском языке издаются газета «Мокшень правда» (с 1924), журналы «Мокша» (с 1928), «Якстерь тяштеня» (с 1932) и др., ведутся передачи по радио и телевидению, мокшанский язык преподаётся в школах и вузах, изучается в некоторых дошкольных учреждениях. Большой вклад в популяризацию мордовских языков и культуры вносит созданная в 1992 г. на мордовском телевидении национальная редакция «Сияжар». Однако несмотря на это, сфера функционирования мордовских (мокша, эрзя) языков сужается, что связано с процессами ассимиляции.
Этнографическое описание
Хозяйство и ремёсла
Основу традиционного хозяйства составляли земледелие и скотоводство. Важную роль также играли охота, рыболовство, бортничество, а затем пасечное пчеловодство, собирательство (ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы), различные ремёсла (гончарное, кузнечное, сапожное, валяльное, плотницкое, столярное, бондарное, тележно-санное, дегтярно-смолокуренное, углежогное, винокуренное и др.). Развитие также получили резьба по дереву, изготовление посуды и прочей утвари, игрушек из глины и дерева, а также бисероплетение и вышивка.
Поселение и жилище
Поселениями мокшан были деревни и сёла (веле), ориентированные на близость к рекам. В прошлом для мокшан было характерно расположение жилых домов в глубине усадеб, позднее сменившееся на уличную планировку. Традиционное жилище мордвы развивалось от землянок и полуземлянок столбовой конструкции до наземных срубных построек различных видов. Наиболее распространённым жилищем у мокши являлась срубная деревянная изба двух типов: двухраздельная и трёхраздельная, построенная из дерева, в основном сосны. Часто изба (куд) ставилась без подклета, преобладающим являлся западный вариант южнорусской планировки. Были характерны костровые конструкции крыши с покрытием из соломы и щепы. Печь у мокши обычно располагалась в одном из дальних от входа углов жилища и ориентировалась устьем к входной двери или боковой стене, позднее располагалась в одном из ближних от входа углов с ориентацией устья к передней стене. Преобладала неподвижная мебель. Особенностью мокшанской жилой избы являлся широкий дощатый настил для спанья (кершпяль) высотой 35–65 см, занимавший всё пространство от боковой стороны печи до противоположной стены, нередко зимой под ним держали мелкий скот. Вдоль стены перед печью располагалась печная лавка (мрга эзем), в которой устраивали шкаф (потмар) для хранения кухонной посуды. Вдоль другой боковой стены шла широкая лавка (эзембря) для сидения и спанья. Для хранения домашней утвари служили перекидные полки (лапаня), тянувшиеся от угловых столбов печи к стенам. В красном углу стоял стол – место еды всей семьи.
Пища
В видах пищи и способах приготовления традиционных блюд особых различий среди мокши и эрзи не наблюдалось. В питании сформировались некоторые специфические черты: при заготовке впрок пищевые продукты солились, молоко употреблялось большей частью сквашенное, отсутствовали острые специи, были характерны подливы из сметаны, кислого молока, конопляного масла и т. д. Крестьяне готовили пищу из продуктов, производимых в собственном хозяйстве, – зерна, мяса, молока, яиц, овощей и фруктов, ягод, мёда и т. д. Употребляли в пищу хлеб (кши), который пекли сами из кислого теста на закваске. Наиболее древним видом выпечки были небольшие лепёшки из пресного теста, часто пекли пышки из пресного и кислого теста, пироги (пярякат) с различной начинкой, чаще всего – с кашей, хлебцы (копшат) из ржаной муки в смеси с пшеничной, блины (пачат). Из кислого, круто замешанного теста готовили макалки (навсемат): тесто раскатывали длинной полоской, затем от него отщипывали небольшие кусочки, макали их в конопляное масло, складывали в горшок и варили в печи. Будничное питание крестьян в прошлом было однообразным и бедным, особенно во время постов. Обычно варили суп, щи, кашу, лапшу, картофель, кисели, салму. Лишь в воскресные дни и праздники пищу старались разнообразить: пекли блины, пироги, готовили пельмени, делали яичницу. Варила пищу обычно свекровь, которой помогали другие женщины. Раздельное питание мужчин и женщин не практиковалось.
Одежда
Основной частью женского костюма у мокши являлась рубаха (панар) туникообразного покроя без воротника. Она отличалась от эрзянской по покрою и отделке. Основой стана такой рубахи было полотнище холста, перегнутое пополам по поперечной нити, к которой по бокам пришивались полотнища покороче. Рукава рубах делались длинными и расширялись в области подмышек квадратными ластовицами и клиновидными вставками. Они были шире эрзянских, поскольку в них использовалась полная ширина четырёх точен холста. Перед тем, как выкроенные детали сшивались, мастерица отделывала их вышивкой, которая в основном располагалась на центральном полотнище, а также по продольным швам спереди и сзади, горловине, рукавам. На подоле продольная вышивка завершалась красочными полурозетками, особые узоры вышивались на плечах и лопатках. Объём вышивки на мокшанских рубахах был меньшим, чем у эрзян. Орнамент был в основном геометрическим, имел определённую семантику и регламентированные места расположения, выполнял роль оберега. Мокшанки носили рубаху с напуском длиной до колен. По праздникам надевали несколько рубах. Верхняя, самая нарядная, имела широкую вышивку по всей длине рукава. Дополнялся костюм доходившими почти до щиколоток холщёвыми белыми штанами (понкст), нередко подшитыми внизу кумачом. Непременными атрибутами одежды также являлись передник с нагрудником или глухой с рукавами (запон, сапоня); верхняя белая распашная одежда туникообразного покроя (мушкас); короткий кафтан, украшенный кумачом или красным тканьём; белые, чёрные и красные в жёлто-зелёно-чёрную полоску онучи; чёрно-белые в полоску или узорные вязаные наколенники (цюлкат); чёрные кожаные сапоги со сборами на голенище и медными подковками на каблуке.
Особая роль в женском костюме отводилась головным уборам, которые соответствовали возрасту и семейному положению. Головные уборы (панга, златной) представляли собой мягкий чепец трапециевидной формы, состоящий из двух-трёх частей. Были распространены также уборы типа полотенца или платка. Особой нарядностью отличались девичьи головные уборы, которые в отличие от женских не закрывали волосы. Богатым и разнообразным был набор украшений мокшанок: застёжки-сюлгамы мокшанского типа с медными треугольными основаниями; ожерелья (цифкс, тифкс, крганьпирф) или пелерина (комбоне) из бисера; парные нагрудные (горожонь крганя, ярмак пилькс), наспинные (фтала пула, копорь цёконе, пархци котф) и чересплечные (кичкор, крёскал) украшения из бисера и монет, нашитых на тканевую основу; поясные подвески (сёкт, цёкт, каркс сёконят, каркс пет, килькштамат, ватракштат) и др. С 1930-х гг. мокшанки стали носить широкие платья на кокетке с широкой оборкой (панчф) из покупных тканей (нула, сарапон).
Мужская одежда мокшан, как и эрзян, не несла столь высокой этнической нагрузки. В ней было много сходных элементов с мужской одеждой соседних народов. Её основные компоненты – рубаха чаще без воротника и штаны с узким шагом. Распространёнными видами тёплой одежды были кафтан из сукна (сумань) и овчинная шуба (ор), а обуви – лапти косого плетения с низкими бортами (карьхть), кожаные сапоги, валенки.
Традиционная одежда у мокшан сохранялась в целом дольше, чем у эрзян, однако и у них она в течение 20 в. постепенно выходила из употребления, заменяясь покупной. Народный костюм у многих мокшанских женщин в сельской местности сохраняется поныне, его носят в праздники, во время концертов художественной самодеятельности, а некоторые одевают и в будние дни. Элементы народного костюма продолжают развиваться в творчестве местных модельеров, вышивальщиц, в продукции фабрики «Мордовские узоры».
Социальная организация и семья
Основу социального уклада мордвы-мокши и мордвы-эрзи составляла земледельческая сельская община, объединявшая как большие (неразделённые), так и малые семьи. Руководили ими старейшины – прявты (пря – голова), избиравшиеся общим собранием представителями всех крестьянских дворов села. Ближайшими помощниками прявта являлись старейшие (велень атят, покштят, от веле – село, деревня, атя – старик, покш – большой, сыретне – старейшие), без которых он не мог принять ни одного важного решения. Старейшины осуществляли и некоторые судебные функции, основанные на нормах обычного права. Общинники избирали на собраниях бирцев, т. е. сборщиков, которые на бирках (деревянные палки или доски разной величины, служившие счётной единицей) отмечали количество дворов в деревне, численность населения и поголовья скота в каждом хозяйстве, суммы и время платежа податей. Они нанимали пастухов, избирали «мерщиков» для периодического передела общинной земли (пахотной и луговой), выносили приговоры на порубку леса для нужд всей общины или её членов, решали вопросы строительства и ремонта мостов, плотин, колодцев, дорог, общинных мельниц, изгородей вокруг полей и огородов. В круг их обязанностей входили также организация помочей при сельскохозяйственных работах, строительство домов и бань, назначение рекрутов, обеспечение порядка на кладбище и др. Община регулировала и основные моменты религиозного культа, особенно тех сторон, которые непосредственно касались аграрного культа и были связаны с хозяйственной деятельностью членов общины. Общинные собрания (промксы) в летнее время обычно созывались на площади перед церковью, зимой – в нанимавшемся для этой цели или специально построенном доме (промксонь куда). На собрание являлись все домохозяева данной общины. Здесь назначались дни общинных праздников-молений, избирались жрецы для их проведения, называвшиеся озкс-атя (озкс – моление, атя – старик), озкс-баба (баба – бабушка) или инь-атя, инь-баба (ине – великий, великая). Кроме жрецов избирались также и ответственные за приготовление жертвенной пищи божествам и участникам озксов. Традиционной была и общинная система осуждения и наказания, строгость которых возрастала по мере серьёзности совершенного нарушения норм обычного права. Староста общины мог сам в процессе разбора мелких тяжб сажать за незначительные проступки виновного на день, два или три в деревенскую «кутузку». За более значительные преступления – кражу, неуплату налогов, растрату семейного имущества, нарушение договорных обязательств – общинное собрание приговаривало сечь розгами. Приговор сопровождался публичным посрамлением виновного. Если вор был пойман с поличным, его не только секли розгами, но и водили по улицам деревни со связанными руками и украденной вещью на шее или спине. Иногда провинившемуся предлагали в зависимости от степени проступка купить полведра или ведро водки, с распитием которой дело считалось «закрытым». По мере всё большего сближения с русскими этносоциальные устои, общинные и семейные обычаи контаминировались с русскими традициями либо даже полностью заменялись ими.
До христианизации у мокшан имело место многожёнство, трансформировавшееся позднее в бигамию (двоежёнство). Но к 18 в. количество таких браков существенно сократилось. Распространены были обычаи, как и у эрзян, когда малолетних сыновей 8–12 лет женили на взрослых девушках 20 лет и старше по хозяйственно-экономическим причинам, а также сорорат. В неразделённых семьях совместно проживали большие коллективы родственников по мужской линии, её размеры могли достигать нескольких десятков человек. Воспоминания о них сохранились в фольклоре: «Хорош старик Букментей, славен мужик Букментей, у него семь сыновей, у него четырнадцать снох, двадцать четыре внучонка...» (мордовская песня). В таких семьях был один глава (кудатя, кудазор), представлявший семью перед властями, общиной и церковью. Женщинами в ней руководила его жена большуха. К концу 19 – началу 20 в. преобладающими у мокшан стали малые двухпоколенные семьи, состоящие из брачной пары и детей.
Религиозные представления и обряды
Мокша приняли христианство в основном в 16–18 вв., но и затем долгое время сохраняли свои традиционные верования, для которых было присуще многобожие. Божества покровительствовали определённым стихиям природы и местам их обитания (солнцу, луне, ветру, огню, грому и молнии, воде, лесу, земле и др.). Верховного бога мокшане называли Шкай, Вярде Шкай (вярде – верх, верхний), Оцю Шкай, Оцю Шкайбас. Последний теоним образован из трёх слов: оцю – великий, шкай – создатель, кормилец, воспитатель, бас – бог. Моления (озондомс) могли быть общественными (устраивались селом, общиной) и семейными. Возникали они, по-видимому, в тесной связи с трудовой, хозяйственной практикой, из традиций общинных работ. Основной момент всех молений – жертвоприношение божествам, их кормление с целью приобретения расположения. С этой же целью произносились молитвы. Они не были записаны и передавались из поколения в поколение устной традицией, допускалась та или иная доля импровизации. Обычно за день до молений мылись в бане и надевали чистое платье. В дни наиболее важных молений не работали, поскольку работать в это время считалось грехом (пежеть). При молении обращались на восток: руки воздевали к небу или скрещивали на груди ладонями под мышки и кланялись, вставали на колени или падали ниц. Точной календарной даты эти моления не имели и были связаны с началом, серединой или завершением сельскохозяйственных работ.
Наиболее важными из молений были лихтема-сувафтома озкс (первого выгона скота), керяд озкс (сохи, плуга перед севом), алашань озкс (о лошадях), тракс озкс (о коровах), веле озкс (общесельское моление), уча-озкс (по окончании полевых работ), юртава-озкс (божеству жилища), кардаз-озкс (божеству двора) и др. К примеру, перед сенокосом (начало июля) проводилось луговое моление – лайме озкс (лайме – луг), на котором резали двух овец и просили Шкая помочь скосить сено, сметать его в стога, чтобы оно пошло на здоровье скоту. Когда созревали хлеба (август), устраивали варма-озкс (варма – ветер), на котором просили божество ветра Варма-аву не губить урожай, не пускать «своего ветра на созревшие хлеба во время уборки сена, во время уборки соломы». Жрецов для совершения обрядов у мордвы не было, поэтому семейные моления совершались старшими в доме, обычно его хозяйкой, а на общественных молениях для совершения обрядов и чтения молитв выбирались особые старики и старухи, обычно одни и те же.
По мере принятия мокшанами христианского вероисповедования на место традиционных праздников и обрядов пришли православные, но они вобрали в себя элементы прежних верований. Реликты дохристианской религиозности сохранились до настоящего времени. Ныне среди мокшан наблюдается некоторое оживление дохристианской обрядности, однако менее активное, чем у эрзян. Так, во время проведения фольклорных фестивалей, праздников (праздник села и др.) они имитируют отдельные элементы традиционных религиозных обрядов и ритуалов. В 1991 г. в Саранске открылся первый приход Мокшэрзянской (лютеранской) церкви, ведущей богослужения на эрзянском и мокшанском языках. В Мордовии функционируют три небольших лютеранских прихода (два в Саранске и один в Ковылкине), находящихся в ведении консистории Эстонской евангелическо-лютеранской церкви.