Чревовещание
Чревовеща́ние (вентрология, от лат. venter, род. падеж ventris – живот и …логия), жанр эстрадно-циркового искусства и кукольного театра. Основан на сценическом приёме, при котором артист (чревовещатель, или вентролог) говорит, поёт, производит различные звуки (крик животного, плач ребёнка и др.) без мимики губ. Овладение приёмом чревовещания требует особой техники дыхания и тренировки голосовых связок.
Чревовещание возникло в древности, первоначально применялось в культовых практиках. Считается, что с помощью чревовещания пророчествовала пифия – жрица храма Аполлона в Дельфах. Среди современных народов практика чревовещания известна у зулу, инуитов и маори. Искусство чревовещания в развлекательных целях используется с 18 в., одним из известных чревовещателей был Алессандро Калиостро (1743–1795). Родоначальник жанра в России – Г. М. Донской (1865–1956). В начале 20 в. большой известностью пользовался Г. С. Бавицкий, выступавший с несколькими куклами и собакой. Ныне (2023) единственный профессиональный представитель жанра чревовещания в России – О. Г. Лифенцева (род. 1962).
От конкретной техники чревовещания зависят разнообразные акустические эффекты: звук исходит от отдалённого объекта (например из-за сцены), из замкнутого пространства (саркофага, ящика, коробки, бутылки) и др. Наиболее распространённый вид эстрадных и цирковых номеров в жанре чревовещания – диалог артиста с куклой или животным (чаще всего с собакой). В музее чревовещания Вент-Хейвен (Форт-Митчелл, штат Кентукки, США) собраны более 1000 кукол, с которыми выступали чревовещатели.