Арфа
А́рфа (нем. Harfe, от общегерм. *harpa; в др.-исл. эпосе – harpa, в др.-англ. – hearpe; итал. – arpa), струнный щипковый инструмент (хордофон).
Общие сведения
Струны разной длины натянуты между корпусом (резонатором) и отходящей от него шейкой. Типологически различаются арфы дуговая, угловая, рамная. 1-й и 2-й типы подразделяются на 2 вида – вертикальный (более распространённый) и горизонтальный (корпус инструмента располагается параллельно плоскости пола). Оба типа характерны для культур Азии и Африки, рамная арфа – для Европы.
Современная педальная арфа (высота около 180 см) имеет 46–47 струн (в верхнем регистре – из синтетических материалов, в нижнем – металлические; в концертной арфе также используются жильные струны для среднего регистра). В прямой штанге-колонне размещены рычаги механизма перестройки, связанные с 7 педалями (основной принцип педалей двойного действия, позволяющий арфе перестраиваться во все тональности, изобретён в начале 19 в. французским мастером С. Эраром). Исходный строй – диатонический звукоряд до-бемоль мажора; каждая из 7 педалей, повышающих строй на полутон или тон, воздействует на все одноимённые струны (за исключением 1 верхней и 2 нижних). Полный диапазон – от «до-бекар» контроктавы до «соль-бекар» 4-й октавы. Музыка для арфы записывается на 2 нотоносцах (как для фортепиано).
История
Судя по сохранившимся изображениям и свидетельствам, арфообразные инструменты появились в глубокой древности. Древнейший тип – дуговая арфа (линия корпуса и шейки образует дугу). Первые изображения относятся к цивилизациям Шумера (около 3000 до н. э.) и Древнего Египта (середина 3-го тыс. до н. э.). Есть свидетельства о существовании дуговой арфы в цивилизации долины Инда (середина 3-го – середина 2-го тыс. до н. э.). Приблизительно с 3 в. до н. э. становится характерной для Южной и Юго-Восточной Азии. В 20–21 вв. встречается в Афганистане и Пакистане (т. н. кафирская арфа), Мьянме (саун гаук – бирманская арфа), известна у ряда народов Африки.
Угловая арфа (линия корпуса и шейки образует угол), первые образцы которой известны также по материалам Месопотамии и Древнего Египта (2-е тыс. до н. э.), перешла в Древний Иран (чанг), Древнюю Грецию, Древний Рим, к сарматам, на Кавказ. На протяжении 1-го тыс. н. э. распространилась едва ли не по всей Азии (специфические виды – в Средней Азии, на Алтае, в Китае и др.). До 20 в. сохранялась у абхазов, адыгов, балкарцев, карачаевцев, осетин, сванов, манси, хантов, якутов. У хантов доныне сохранилась и используется так называемая арфа «Лебедь» (в разных диалектах хантыйского языка: тор сапл юх, буквально журавлиная шея – дерево; тор юх, тороп юх, буквально журавль-дерево; также киотанг).
Арфист и флейтист. Рельеф в гробнице Паатонэмхеба. Саккара. Ок. 1333–1307 до н. э.Рамная арфа (треугольная в плане конструкция образована корпусом, шейкой и соединяющей их штангой) также известна с древности: первое изображение, найденное в Мегиддо (сиро-палестино-финикийский регион), датируется 3300–3000 гг. до н. э. Этот же тип зафиксирован в кикладской культуре (2800–2600 до н. э.).
В Европе появилась приблизительно в 8 в. у кельтского населения Британских о-вов (см. Кельтская арфа). Название «арфа», предположительно, первоначально относилось к разновидности лиры (см. Крота). Письменное употребление слова harpa впервые засвидетельствовано на латыни около 600 г. в гимне Венанция Фортуната, где арфа противопоставлена римской и греческой лире как «варварский» инструмент. Взаимозаменяемость понятий «арфа» и «лира» сохранялась на протяжении веков [зафиксирована, например, у С. Вирдунга в «Немецком трактате о музыке» («Musica getutscht», 1511)].
В континентальную Европу рамная арфа пришла приблизительно на рубеже 10–11 вв. Форма её изменялась со временем, и первоначально небольшой, но массивный инструмент к 18 в. приобрёл изящный совИтальянская арфа. 18 в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.ременный силуэт. Средневеково-ренессансная арфа имела диатоническую настройку. На протяжении многих веков арфисты пытались преодолеть ограниченность возможностей инструмента. В 16 в. в Уэльсе и Ирландии появились арфы с двумя рядами струн, которые настраивались диатонически, при этом соседние две струны настраивались в унисон, что при одновременном захвате увеличивало силу звучания. В 16–17 вв. в Уэльсе была создана арфа с тремя рядами струн (средний – хроматический); в 16 в. появилась хроматическая арфа с двойным рядом струн: в Италии – arpa doppia (с итал. двойная арфа), в Испании – arpa doplada. В 1690 г. неизвестный тирольский мастер сделал крючковую арфу (нем. Hakenharfe), прообраз будущей леверной арфы (от англ. lever – рычаг; распространившийся в русском языке вариант «леверсная» некорректен), но изменение высоты строя производилось левой рукой, которая поворотом крючка меняла высоту струны и прерывала игру, что стало существенным недостатком при явном прогрессе в усовершенствовании конструкции инструмента.
Поиски возможностей хроматического изменения звуков привели к изобретению в 1720 г. педального механизма: немецкий мастер и арфист Я. Хохбрукер (1673–1763) сконструировал крючковую арфу, но уже с педалями. В начале это были 5-педальные арфы, а затем 7-педальные. Руки арфиста освободились, однако оставалось решить ещё много проблем, связанных прежде всего с перестройкой во все тональности и чистотой строя, т. к. крючки недостаточно точно повышали или понижали струну. Больша́я роль в усовершенствовании инструмента принадлежит чешскому арфисту Ж.-Б. Крумпхольцу. В последней четверти 18 в. арфа получила широкое распространение во Франции, чему способствовала королева Мария Антуанетта, которая играла на инструменте и ввела моду на него при дворе. В конце 18 в. большую известность приобрела фабрика Ж.-А. Надермана (1734–1799), которая выпускала арфы с педалями одного действия; после смерти Ж.-А. Надермана фабрикой руководили его сыновья Франсуа-Жозеф Надерман (1781–1835) и Анри Надерман (1782 – после 1835).
Новый период в развитии искусства игры на арфе начался после 1801 г., когда французский фортепианный и арфовый мастер С. Эрар изобрёл инструмент с педалями двойного действия (патент 1810): новый механизм позволил перестраивать арфу во все тональности. В 1825–1828 гг. на страницах газеты Le Figaro развернулась полемика А. Надермана, критиковавшего арфу с педалями двойного действия, и Ф.-Ж. Фетиса, поддерживавшего Эрара; это задержало распространение арфы Эрара в Париже (см.: Покровская. 1994. С. 118).
В 19–20 вв. в разных странах появились фирмы по производству арф, которые пытались усовершенствовать сложную техническую систему инструмента Эрара. В 1897 г. Густав Лион создал для фирмы Pleyel, Wolff & Cie хроматическую арфу (беспедальную); экземпляр хранится в Российском национальном Музее музыки в Москве. В консерваториях Брюсселя и Парижа существовали классы обучения на хроматической арфе, для неё были заказаны произведения Дж. Энеску, К. Дебюсси, А. Капле, а также писали Ф. Шмитт, А. Казелла. Сочинения, созданные для хроматической арфы, ныне с успехом исполняются на диатонической арфе системы Эрара.
В 1984 г. в г. Гаржилеc-Дампьер (Франция) Жоэль Гарнье, основатель фирмы Camac Harps, продемонстрировал арфу с гидравлическим механизмом и программирующим устройством (компьютером), размещённым в пюпитре. В 1985 г. в Иерусалиме на 2-м Международном арфовом конгрессе был представлен новый вариант инструмента с некоторыми улучшениями, сделанными по просьбе арфистов; он получил название «арфа с памятью» (франц. la harpe à mémoire). У инструмента отсутствуют рычаги и диски с вилочками; струны меняют высоту благодаря специальному приспособлению, которое монтируется позади каждой струны. В колонне размещены 14 «артерий», в которых под давлением содержится масло (его давление регулирует помпа, находящаяся в основании колонны). Компьютер контролирует смену педалей в соответствии с диаграммамми, составленным исполнителем (по его сигналу маленькие пинцеты, соединённые с «артериями», с математической точностью меняют высоту струны). Исполнитель, используя лишь одну педаль, может изменить высоту сразу нескольких струн, благодаря чему композитор при написании произведения может не задумываться о том, как поменять сразу 5–7 педалей – при помощи компьютера это делается мгновенно. В памяти компьютера может храниться 99 произведений и 10 тыс. диаграмм.
Несмотря на определённый интерес, экспериментальные инструменты не получили широкого распространения. Принцип педалей двойного действия, изобретённый С. Эраром, остаётся неизменным поныне и используется всеми современными производителями арф, хотя отдельные детали усовершенствуются.
Репертуар и исполнители
Арфа широко распространена в Западной Европе со времён Средневековья, однако до 18 в. она не имела самостоятельного репертуара, разделяя его с лютневыми и клавишными инструментами. Для арфы писали К. Ф. Э. Бах, И. К. Бах, Г. Ф. Гендель (Концерт для органа или арфы с оркестром, 1736), В. А. Моцарт (Концерт для арфы и флейты с оркестром K 299, 1778), многие композиторы-арфисты 18–19 вв. Среди первых использований арфы в оперном оркестре А. Карс в «Истории оркестровки» (1925) упоминает интермедию Дж. Каччини для комедии Дж. Баргальи «Паломница» (1589) и оперу «Орфей» (1607) К. Монтеверди; в оперном оркестре 17–18 вв. арфа применялась для придания музыке «античного» или «библейского» колорита. В симфоническом оркестре укрепилась начиная с Г. Берлиоза, в России – с М. И. Глинки, наиболее эффектно звучит в оркестровых соло (балеты П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, оперы и симфонические произведения Н. А. Римского-Корсакова).
В связи с развитием сольного исполнительства в 20 в. игра на арфе обогатилась рядом особых технических приёмов, больша́я часть из которых изобретена К. Сальседо. Произведения для арфы создали К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит, Б. Бриттен, А. Казелла, Ж. Тайфер, концерты для арфы с оркестром написали Р. М. Глиэр (1938), А. В. Мосолов (1939), Э. Вила-Лобос (1953), А. Жоливе, Д. Мийо, Э. Кшенек, А. Хинастера и др.
Крупнейшие арфисты: Н.-Ш. Бокса, Э. Пэриш-Алварс, В. Поссе, А. Ренье, М. Турнье, Л. Ласкин, К. Сальседо, М. Гранжани, Н. Сабалета, А. Хассельман; представители русской школы: А. Г. Цабель, И. И. Эйхенвальд, Е. А. Вальтер-Кюне, А. И. Слепушкин, Н. Г. Парфёнов, Н. И. Амосов, М. А. Корчинская, К. А. Эрдели, В. Г. Дулова, О. Г. Эрдели, Е. А. Синицына, Э. А. Москвитина, Н. Х. Шамеева и др.
Конкурсы, фестивали
Среди крупнейших конкурсов – Международный конкурс арфистов в США (г. Блумингтон, штат Индиана; основан С. Макдональд в 1989, проводится раз в 3 года), Международный конкурс арфистов в Израиле (основан в 1959, стал первым специализированным конкурсом исполнителей на арфе; проводится преимущественно раз в 3 года, среди членов жюри 1-го конкурса – М. А. Корчинская, В. Г. Дулова). В 1993–2008 гг. в Париже проводился Конкурс имени Лили Ласкин (раз в 3 года). Русское арфовое общество (основано в 2004) организует ежегодный фестиваль «Арфовое искусство России».