Коряки
Коря́ки, народ в России. Населяет преимущественно Корякский округ Камчатского края, включающий северную часть Камчатского полуострова, Камчатский перешеек и прилегающую к нему часть материка.
Общая численность коряков в РФ составляет 7,5 тыс. человек, в Камчатском крае – 6,4 тыс. человек, в Магаданской области – 0,7 тыс. человек (2020, перепись). Внесены в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (2006). Корякским языком владеют 2,6 тыс. человек (из них 2,4 тыс. человек проживают в Камчатском крае; 2020, перепись). Корякский язык входит в чукотско-камчатскую группу палеоазиатской семьи языков.
Сохраняются традиционные верования, коряки-христиане в основном православные, также есть протестанты.
По типу традиционных хозяйственных занятий и особенностям культуры подразделяются на 2 большие группы: 1) оленные (тундровые) коряки, чавчувены (самоназвание чав’чыв – богатый оленями), – кочевники северных и центральных районов Камчатки; 2) береговые коряки, нымыланы (самоназвание нымылгын – поселянин), – оседлые жители прибрежных селений, преимущественно рыболовы и морские зверобои. Коряки-чавчувены относительно однородны в языковом и культурном отношениях. Коряки-нымыланы подразделяются на локальные группы, отличающиеся друг от друга диалектами и особенностями культуры. Нымыланы делятся на паланцев (посёлки Палана, Воямполка, Лесная на западном побережье Камчатки); каменцев (побережье Пенжинской губы близ устья реки Парень.); пареньцев (село Парень на побережье Пенжинской губы); итканцев (сёла Верхняя Иткана, Средняя Иткана и Нижняя Иткана на востоке п-ова Тайгонос); карагинцев (село Карага и другие на восточном побережье Камчатки); апукинцев (село Апука на побережье Берингова моря). Особое место занимают алюторцы, этнический статус которых неоднозначен. Ряд исследователей не относили и не относят алюторцев к корякам, считая их отдельным народом, а алюторский диалект – самостоятельным языком. Традиционные места проживания алюторцев – северо-восточное побережье Камчатки. Алюторцы как отдельный народ включены в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Единое самоназвание у коряков отсутствовало. Этноним «коряки», вероятнее всего, был позаимствован русскими у эвенов или юкагиров (последние называли коряков «кäрäкä»).
По антропологическим показателям коряки относятся к камчатскому типу арктической расы.
Исторический очерк
Этногенез коряков связан с древнекорякской археологической культурой, получившей развитие в северной части Охотского побережья с середины 1-го тыс. н. э. Носители этой культуры занимались преимущественно прибрежной рыбной ловлей, морской охотой и собирательством.
Археологические источники, памятники фольклора и мифологии коряков свидетельствуют об их давних культурных и хозяйственных связях с эскимосами, чукчами, юкагирами, эвенами, ительменами.
Первые упоминания о коряках в российских документах относятся к 1630–1640-м гг. Начало активных контактов коряков с русскими восходит к концу 17 – началу 18 вв., когда на Камчатке появились первые русские поселения. Укрепление культурных связей между коряками и русскими связано с деятельностью православных миссионеров, способствовавших распространению среди местных народов русского языка и грамотности.
В период административной кампании по ликвидации «неперспективных» селений (1950–1970-е гг.) культурная и языковая специфика корякских территориальных групп в значительной степени унифицировалась, но до настоящего времени сохраняются локальные самоназвания и продолжают бытовать диалекты.
Этнографический очерк
Хозяйство
Традиционные формы хозяйства и культуры коряков типичны для коренных народов Северо-Востока Сибири. У каменцев, пареньцев, итканцев преобладал морской зверобойный промысел (кит, морж, нерпа, лахтак и др.), у карагинцев, паланцев, апукинцев – прибрежное рыболовство (кета, горбуша, нерка, чавыча, кижуч, сельдь и др.). У чавчувенов основной формой хозяйствования было крупнотабунное (до 10 тыс. голов) оленеводство. У алюторцев рыболовство и морской зверобойный промысел сочетались с мелкотабунным оленеводством (около 1 тыс. голов в табуне). В 19 – начале 20 вв. была распространена пушная охота (соболь, лисица, горностай).
У кочевых коряков транспортным животным был олень. Оседлые коряки использовали в качестве тягловых животных и оленей, и собак. На оленьих упряжках передвигались исключительно в зимнее время. Бытовали 2 типа оленьих упряжек: легковые (ездовые) и грузовые. Различали мужские и женские ездовые нарты. В особых нартах-кибитках перевозили маленьких детей. Грузовые упряжки использовали для перевозки имущества во время перекочёвок. Береговые коряки при переездах на большие расстояния пользовались собачьими упряжками. В каждую упряжку впрягали цугом от трёх до семи пар собак.
У оседлого населения были распространены различные виды водного транспорта: кожаные байдары, долблёные баты и лодки. На байдарах, изготовленных из лахтачьих шкур, выходили в море для охоты на морских животных. На батах, достигавших в длину 12 м, плавали по мелководным рекам, используя вместо вёсел шесты для отталкивания от дна.
Зимой важным транспортным средством служили лыжи. Ступательные лыжи использовали для передвижения по снегу и прокладывания пути для собачьей упряжки. На скользящих лыжах (тигыт), подклеенных оленьим камусом или нерпичьей шкурой, передвигались по рыхлому снегу. Летом прибегали к конному транспорту, используя лошадей под вьюк.
Ремёсла
Прикладное художественное творчество коряков подразделялось на мужское и женское. Женщины изготавливали одежду, обувь, головные уборы, украшали их меховым орнаментом, подвесками, бисером. Создавали мозаичные меховые и кожаные коврики, плели из травы узорные мешки и корзины. Из бересты мастерили сосуды для воды и собирания ягод. Мужчины занимались художественной обработкой камня, кости, дерева, металла. В записках исследователей Камчатки 18 в. упоминаются корякские ножи и топоры из зелёной яшмы, наконечники стрел из обсидиана. Из моржовых клыков и рога дикого барана вытачивали декоративные фигурки, изготовляли табакерки, курительные трубки, серьги и ожерелья. Деревянные изделия украшали резными изображениями.
В 1-й половине 19 в. среди пареньских и каменских коряков получило распространение кузнечное ремесло. Изготовляли ножи, топоры, кольца для упряжи оленей и собак, а также серьги, браслеты и другие украшения. Лезвия ножей декорировали гравированными изображениями оленей, морских животных, охотников. Ножи местного изготовления пользовались большим спросом у коряков до недавнего времени.
Традиционное декоративно-прикладное искусство коряков продолжает развиваться. С 2013 г. в Камчатском крае проводится ежегодный краевой кочующий фестиваль традиционных ремёсел и народных художественных промыслов коренных малочисленных народов Севера «Мастера земли Уйкоаль»; регулярно устраиваются выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Поселение и жилище
Основным типом поселения у кочевых коряков являлось стойбище. Как зимним, так и летним жилищем служила яранга (яяна) – круглая палатка с остовом из жердей, покрытая оленьими шкурами. Большая яранга достигала 10 м в диаметре и 4 м в высоту. Внутри яранги к её стенкам прикреплялись спальные пологи из оленьих шкур, имеющие вид ящиков, перевёрнутых отверстиями вниз. Высота полога была около 1,5 м. Пространство под пологом устилалось оленьими шкурами. В центре яранги (ближе к выходу) располагался очаг. Максимальное число обитателей яранги в 19 – начале 20 вв. доходило до 25 человек. Стойбище имело от двух до пяти яранг.
Оседлые коряки жили в береговых посёлках. Распространённым типом жилища здесь была восьмиугольная полуземлянка (лымгыян), углублённая в землю до 1,5 м. Жилище имело в длину около 15 м, в ширину – около 12 м, в высоту – 3–7 м. Крышу делали из жердей и плах. Внутри помещения сооружались пологи. К одной из стен пристраивали коридор, в крыше которого имелось дымовое отверстие. Через коридор в жилище входили – с мая по конец октября, зимой для входа использовали дымовое отверстие и специальные брёвна с зарубками. В конце 19 в. многие семьи береговых коряков жили в бревенчатых избах.
Одежда
Основным материалом для изготовления одежды служили шкуры оленей. Корякская меховая одежда относится к глухому типу, распространённому у арктических народов. Она не имеет разреза спереди и надевается как рубаха или комбинезон. Одежда подразделялась на зимнюю и летнюю, повседневную и праздничную. Нижнюю одежду носили мехом внутрь, верхнюю – мехом наружу. Мужская зимняя одежда включала двойную меховую рубаху (ямочгын) – кухлянку длиной до колен, двойные штаны, достигавшие щиколоток, коническую шапку-ушанку малахай и обувь из оленьих камусов. Для защиты меховой одежды от снега поверх кухлянки надевали камлейку – ровдужную рубаху. Женская зимняя одежда включала двойной меховой комбинезон – керкер, поверх которого надевали меховую рубаху (рус. гагагля), сшитую мехом внутрь и имеющую капюшон. Летняя одежда изготовлялась из оленьих шкур со стриженым мехом или из ровдуги (оленьей замши), реже – из тюленьих и собачьих шкур. Мужчины носили рубахи и штаны из этих материалов, женщины – ровдужные комбинезоны.
Основным головным убором и у мужчин, и у женщин был капор, зимой – двойной меховой, летом – одинарный (меховой или ровдужный). Зимний капор делали на подкладке из шкур молодых телят. По лицевому краю нашивали меховую опушку. У разных территориальных групп формы капоров отличались. Женщины надевали капор только при перекочёвках.
Меховую зимнюю обувь для мужчин шили из оленьих камусов. Для изготовления подошвы использовали лахтачью или моржовую кожу. Обувь была высокая (до колен) – лагот, и короткая (немного выше щиколоток) – луллат. У высокой обуви голенища натягивались на штанины и завязывались ремешками. Летняя обувь носилась без чулок с травяной плетёной стелькой. Женскую зимнюю обувь шили до колен из стриженого меха оленьих телят. Летнюю обувь для женщин изготовляли из ровдуги.
Одежда, особенно праздничная, украшалась меховой мозаикой, бисером. Большое распространение имели браслеты, серьги, подвески. Многие из них считались оберегами. Магические охранительные свойства приписывались татуировкам и причёскам. Погребальную одежду шили из светлого меха и отделывали особым орнаментом.
К началу 20 в. у коряков (преимущественно оседлых) получила распространение привозная одежда и фабричные ткани. Мужчины стали носить матерчатые рубахи, женщины – платья и платки.
Пища
Основу пищевого рациона чавчувенов составляла оленина. Её употребляли преимущественно в варёном виде. Из вяленой оленины приготавливали толкушу (тылкытыл), добавляя в растёртое мясо коренья, жир и ягоды. Сырым (замороженным) мясом зимой питались в дороге. Продукты морского зверобойного промысла оленеводы получали путём обмена с оседлыми соседями.
Оседлые коряки питались преимущественно рыбой и продуктами охоты на морских животных. Рыбу употребляли главным образом в виде вяленой на солнце юколы. Зимой ели также строганину – тонко нарезанную мороженую рыбу и замороженное мясо морских животных. Из тюленьего мяса, юколы и сушёной икры готовили толкушу.
И береговые, и оленные коряки питались также мясом добытых на охоте диких оленей, горных баранов, диких уток, куропаток и других животных.
Употребляли в пищу продукты собирательства: корни сараны, свежие листья, корни и стволы кипрея (листья заваривали вместо чая), сладкий борщевик и другие травы. Из ягод собирали бруснику, шикшу, голубику, морошку, рябину, шиповник и др. На зиму запасали орехи кедрового стланика.
Привозные продукты (мука, крупы, чай, сахар и др.) начали использоваться коряками в конце 19 – начале 20 вв.
Социальная организация
В основе социальной организации лежала патриархальная большесемейная община, которая включала отдельные семьи. У некоторых групп коряков существовали байдарные объединения, формировавшиеся по родственному принципу для ведения морского зверобойного промысла. Отношениями родства и свойства часто были связаны жители одного стойбища.
Браки обычно заключались внутри одной локальной группы. Брачное поселение патрилокальное. Бытовал обычай отработки за жену, практиковались левират и сорорат, многожёнство, обмен жёнами. Существовали строгие запреты и предписания для беременной женщины и её окружения. Имя новорождённого определяли с помощью гадания. Если ребёнок болел, ему нередко меняли имя. Основным способом погребения умерших было трупосожжение. Вместе с покойником на костре сжигали его личные вещи, небольшое количество продуктов и «подарки», предназначенные ранее умершим родственникам.
Духовная культура
Традиционная духовная культура коряков основана на анимистических представлениях, одухотворяющих все явления и объекты природы. Вселенная, согласно архаическим воззрениям коряков, состоит из пяти связанных друг с другом миров. Земля, населённая людьми, – это Средний мир. Над ней находятся ещё два мира, где парят облака и пребывает Верховное божество. Под землёй расположены два мира, где раздельно обитают злые духи и умершие. Жизнь и смерть представляют лишь разные ступени бытия. Вселенную населяет бесчисленное количество добрых и злых духов, требующих особого этикета общения с ними. Посредниками между людьми и духами являются шаманы. Шаманство коряков преимущественно семейное (женское). В обязанности старших женщин в семье входило осуществление охранительной и лечебной магии. Среди профессиональных шаманов были как мужчины, так и женщины. Их функции включали проведение специальных обрядов, лечение больных, борьбу со злыми духами, гадание, наделение предметов магическими свойствами и др. Главный шаманский атрибут – бубен – имелся в каждой семье и, помимо ритуального предназначения, являлся музыкальным инструментом.
Центральная фигура мифологии и фольклора коряков – Большой ворон Куткиняку (Кутх, Куйкиняку, Кутхиняку) – демиург, посланный Верховным божеством на землю, чтобы создать людей и помочь им освоить мир. Кутх выступает то в образе человека, то в образе ворона и традиционно воспринимается как прародитель коряков, их защитник и судья.
Были распространены культы предков, жертвенных мест (аппапель, ылл-апиль), промысловые культы. Религиозным почитанием пользовались изображения духов-охранителей. Среди семейных и личных оберегов – камешки аняпель, а также антропоморфные деревянные фигурки для добывания огня трением – гычгый. Домашних охранителей задабривали, принося им жертвы в виде травы, ягод, табака, кусочков материи, шкурок животных и др. Формы и детали общения с потусторонними силами часто определялись импровизацией.
Обряды и праздники
Праздники, преимущественно сезонные, промысловые, различались по отдельным группам. У кочевых коряков весной, когда олени сбрасывают рога, устраивали Праздник оленьих рогов – Килвэй. В период отёла оленей проводили Праздник молодого оленя – Каюю («Оленёнок»). Во время праздников производились ритуалы жертвоприношения, проходили гонки на оленях и другие спортивные состязания.
У береговых коряков праздничные церемонии проводились в честь добытого кита. Весной устраивали Праздник байдары. Поныне весьма популярным остаётся осенний праздник Хололо (Ололо), связанный с «проводами нерпы». Он проходит у карагинских и лесновских коряков обычно с середины ноября до начала января. Праздничные обряды сопровождаются играми, плясками, пением.
Устраивались «благодарственные» церемонии по случаю добычи на охоте медведя, снежного барана и других животных, с обрядовыми плясками, представляющими подражания движениям животных и птиц. В семьях, имеющих близнецов, устраивали «волчий праздник», т. к. близнецы считались родственниками волков.
У части коряков западного побережья Камчатки, где христианство начало распространяться ещё в 18 в., наряду с традиционными обычаями и ритуалами бытовали православные праздники и обряды. С 1990-х гг. в результате деятельности зарубежных проповедников у коряков получил некоторое распространение протестантизм.