Эрзя
Э́рзя, эрзяне (самоназвание – эрзят; название восходит, вероятно, к иран. arsan – самец, мужчина, герой), этническая (субэтническая) группа мордвы в России. Численность составляет 50,1 тыс. человек (2020, перепись). Проживают в основном к востоку от реки Инсар, в северо-восточной части Республики Мордовия: Большеигнатовский, Ичалковский, Ардатовский, Атяшевский, Чамзинский, Дубенский, Большеберезниковский, Кочкуровский районы (43,2 тыс. человек), а также Ульяновской области (1,3 тыс. человек), Пензенской области (1,2 тыс. человек), Чувашии (1,1 тыс. человек), в Нижегородской области (663 человека) и др. Поскольку в переписях населения, проводимых в России с 1897 г., приводятся данные по численности мордвы в целом, то указать точное количество эрзи невозможно.
Говорят на эрзянском языке, также свободно владеют русским языком.
В подавляющем большинстве исповедуют православное христианство.
Исторический очерк
Главную роль в формировании древнемордовских племён сыграла городецкая культура, носители которой в начале нашей эры проживали в западной части Среднего Поволжья и в регионе средней Оки. Линии эволюции мокшанской и эрзянской групп начали вырисовываться с 1-й половины 1-го тыс. н. э. Территориальная разобщённость обуславливала связи разных частей мордвы с разными народами, что порождало особенности в языке, антропологическом облике, культуре и быте тех групп племён, на базе которых сформировались эрзя и мокша. Существенной причиной разделения древней мордвы стали также миграционные процессы, происходившие на её территории (Великое переселение народов 1-й половины 1-го тыс. н. э., расселение в Среднем Поволжье булгар и создание Волжской Булгарии и др.). В конце 1 – начале 2 тыс. н. э. у эрзи формируется единовластие в лице правивших ею инязоров (ине – великий, азор – хозяин), пришедших на место племенных старейшин тюштей. Так, в конце 12 – 1-й трети 13 в. её главой стал инязор Пургас, при котором происходила концентрация значительной части мордовских земель в рамках «Пургасовой волости» («Эрсь Пургасова»). В ходе монгольского нашествия в 13 в. эрзяне были обложены ясаком, который взимался скотом, хлебом, пушниной и другими продуктами, вследствие чего росло народное недовольство. К концу 15 в. земли эрзян были присоединены к Московскому княжеству. В составе Российского государства они первоначально входили в категорию ясачных людей, затем – преимущественно государственных крестьян. Миграционные процессы среди эрзян происходили в течение всего дореволюционного, а затем и советского периодов истории, что и обусловило их дисперсное расселение на обширной территории. Основными причинами миграций эрзян с коренной этнической территории являлось в дореволюционное время сужение территориальных владений, связанное с широким расселением здесь русского населения, раздачей её земель помещикам, рост недоимок, религиозное, национальное и феодальное угнетение, отходничество, а в советское – урбанизация, участие в освоении новых хозяйственных объектов и земель, желание улучшить своё материальное благосостояние.
Одно из наиболее ранних письменных известий об эрзе дошло до нас в послании кагана Хазарии Иосифа еврейскому сановнику при дворе кордовских халифов Абд ар-Рахмана III и аль-Хакама II (10 в.) Хасдаю ибн Шапруту. «Хазарский каган сообщал, что он живёт у реки по имени Итиль, по которой «расположены многочисленные народы…, некоторые в открытых местностях, а другие в укреплённых (стенами) городах. Вот их имена: бур-т-с, бул-г-р, с-вар, арису, ц-р-мис… Каждый народ не поддаётся (точному) расследованию, и им нет числа. Все они служат и платят дань» (цит. по: Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X веке. Ленинград, 1932. С. 98–99). Имя народа арису, указанное в письме, обычно отождествляется с этнонимом эрзя. Из арабских учёных об эрзе писал Ибн Хаукаль (географ и путешественник, живший в 10 в.) в «Книге путей и государств», а также другие арабские авторы того времени: Истахри, Балхи, Идриси. Как считает ряд арабистов (Х. Френ, П. С. Савельев, А. Я. Гаркави) под племенем арса, описанном арабскими исследователями, надо понимать эрзю. В русских источниках этноним эрзя появляется лишь с 18 в., в научных трудах П. С. Палласа, И. И. Лепёхина и др., что неслучайно и свидетельствует о том, что мордва во взаимоотношениях с русскими выступала как этнически единое целое, один народ. Этноним «эрзя» содержится в основе ряда языческих имён: Эрзяй, Эрзей, Эрзямай, Эрзякай, Эрзяка, Эрзют, Эрзиман, от которых произошли фамилии Эрзяев, Эрзин, Эрзямаев, Эрзякаев, Ерзюков, Эрзянинов, Эрзиманов, Эрзов, Эрзяйкин, Эрзюткин, бытующие у мордвы до сих пор. Сохранение поныне в этноструктуре мордвы деления на эрзю и мокшу – следствие незавершённости этноконсалидационных процессов.
В 18–19 вв. составлялись эрзянские словари, осуществлялись переводы религиозных текстов, записывались и издавались произведения фольклора, печаталась литература для учебных целей. В советский период сфера развития письменности на эрзянском языке активизировалась. Было издано большое количество литературы всех жанров, учебников, периодики, выросло количество учебных заведений в местах компактного проживания эрзян. В 1920–1930 гг. выпускались газеты на эрзянском языке в местах компактного проживания эрзян, впоследствии прекративших своё издание [«Чинь стямо» («Восход солнца», Симбирск, 1920–1921), «Якстере теште» («Красная звезда»; Москва, 1921; современное название «Эрзянь правда» с 1957), «Од эрямо» («Новая жизнь», Симбирск, 1926–?), «Якстере сокиця» («Красный пахарь», Саратов, 1921–?), «Якстере веле» («Красная деревня», Кузнецк, 1922–?), «Од веле» («Новая деревня», Петровск, 1924–?), «Од эрямо» («Новая жизнь», Новосибирск, 1926–?) и др.]. Ныне издаются журналы «Сятко» («Искра», 1929), «Чилисема» («Восход солнца», 1931) и др., ведутся передачи по республиканскому радио и телевидению, эрзянский язык преподаётся в школах и вузах Республики Мордовия.
Этнографическое описание
Хозяйство
Основу традиционного хозяйства составляли земледелие и скотоводство. Развитие получили также охота, рыболовство, бортничество, а затем пасечное пчеловодство, различные виды ремёсел (изготовление деревянной утвари, кузнечное, плотницкое и др.). Декоративная резьба по дереву – традиционный вид художественного творчества мужчин, которые украшали ей фронтоны домов, наличники, ткацкие станы, прялки, свадебные сундуки для приданого невесты и т. п.
Основной тягловой силой у эрзян издавна была лошадь, которая использовалась для перевозки людей, грузов, верховой езды. Широко в хозяйстве бытовали также санки и сани (нурдо), телеги. На них перевозили различные грузы, особенно брёвна. Зимой для передвижения широко использовались лыжи (эсокст). По рекам плавали на плотах, лодках-долблёнках, а также баржах – мокшанах, сурянках. Важное значение в жизнеобеспечении имели сухопутные дороги. Гужевые тракты, пересекавшиеся в Саранске, способствовали развитию Саранской ярмарки. В конце 19 – начале 20 вв. по территории расселения мордвы с запада на восток были проложены железные дороги. В связи с этим мордовское население стало активнее выезжать в города, заниматься предпринимательством.
Поселение и жилище
Основными видами поселений были деревни и сёла (веле). Традиционным типом жилища являлась срубная деревянная изба, схожая с домом русских, двух типов: двухраздельная и трёхраздельная, построенная из дерева, в основном сосны. Для эрзян характерны средне- и западнорусская планировка избы (печь располагается у входа устьем к передней или боковой стене).
Пища
Традиционная пища эрзи обусловлена земледелием и животноводством. Подспорьем в питании являлись продукты собирательства, рыболовства, охоты и пчеловодства. Собирали грибы, орехи, малину, землянику, клубнику, чернику, щавель, хмель и др. К древним агрикультурам относились полба, ячмень, гречиха, рожь, пшеница, горох, чечевица. Из овощей в разное время в мордовскую кухню входили капуста, огурцы, лук, чеснок, редька, репа, морковь, свёкла, тыква, помидоры, перец, редис, картофель (с 19 в.). Большое место в питании занимал хлеб (кши), в основном чёрный, ржаной. Много пекли разных изделий из кислого и пресного теста: хлебцы, пышки, лепёшки, пироги (пряка) с разнообразной начинкой (каша, картофель, капуста, морковь, ягоды, мясо, рыба и др.). Любимое блюдо – блины из ржаной, пшеничной, гороховой, пшённой муки, которые выпекают очень толстыми. Их едят с молоком, сметаной, маслом. На зиму сушат грибы для супов, солят их в кадках, как и огурцы, помидоры. В бочках квасят капусту, мочат яблоки. Мясо чаще употребляется в варёном виде, в супе, солят и коптят сало. Летом часто готовят окрошку с домашним кислым квасом. По праздникам делают пельмени. Важное место в питании занимают молоко и молочные продукты, особенно творог и кислое молоко. Наиболее старинные, но сохранившие значимость напитки – квас, кислое молоко, берёзовый сок, а из хмельных – пуре и поза.
Одежда
Для женского костюма характерен туникообразный покрой рубахи без воротника (панар) из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке, доходившей почти до пят, богато украшенной вышивкой с геометрическим орнаментом; высокий головной убор на твёрдой основе с лопастью сзади (панго; в центральных и южных районах – в виде загнутого вперёд рога, на востоке – полуцилиндрической, на северо-востоке – лопатообразной формы), поясное украшение (пулай, пулагай, пулакш, пулокаркс), расшитое бляшками, бисером и раковинами каури с цветной бахромой, которое женщины носили с совершеннолетия и до глубокой старости; в вышивке преобладают красный и чёрный цвета с добавлением жёлтого, белого и чёрного. Непременной частью верхней распашной одежды у эрзи была руця, которую шили из тонкого и хорошо отбелённого холста. Она являлась обязательной праздничной и ритуальной одеждой. Основные компоненты мужского костюма – рубаха и штаны с узким шагом. Распространёнными видами тёплой одежды были кафтан из сукна (сумань) и овчинная шуба (ор), а обуви – лапти косого плетения с низкими бортами (карть) и кожаные сапоги со сборами. Эрзянки обёртывали ноги белыми онучами. Традиционная одежда выходила из употребления постепенно в течение 20 в., заменяясь покупной. Однако народный костюм у многих эрзянок в сельской местности сохраняется поныне, его одевают по праздникам и во время концертов художественной самодеятельности.
Социальная организация и семья
У эрзи бытовали две формы семьи: неразделённая и малая. Общины нередко подразделялись на патронимии, или «братчины», объединявшие группы семей, происходивших от общего предка. Руководили сельской общиной старшины – прявты (пря – голова), избиравшиеся общим собранием представителями всех крестьянских дворов села или деревни. Их ближайшими помощниками были старейшие, без которых прявт не мог принять ни одного важного решения. Старейшинам принадлежали и некоторые судебные функции, основанные на нормах обычного права. Община регулировала коллективные вопросы жизнедеятельности своих членов (переделы земли, строительство мостов, плотин, колодцев, дорог, общинных мельниц, организацию помочей и т. д.), а также основные моменты религиозного культа (назначались дни общинных праздников-молений, избирались жрецы для их проведения, ответственные за приготовление жертвенной пищи божествам и участникам озксов и т. д.). По мере сближения с русскими этносоциальные устои, общинные и семейные обычаи контаминировались с русскими традициями, иногда даже полностью заменялись ими.
До христианизации у эрзян было распространено многожёнство, трансформировавшееся позднее в бигамию (двоежёнство). Это расширяло возможность деторождения. Однако к 18 в. таких браков было уже сравнительно немного. Распространены были также обычаи, когда малолетних сыновей 8–12 лет женили на взрослых девушках 20 лет и старше по хозяйственно-экономическим причинам, а также сорората.
Неразделённая семья состояла из совместно живущих с главой семьи групп родственников по прямым либо боковым линиям с несколькими брачными парами. Такие семьи порой достигали нескольких десятков человек. В связи с тем, что до 1719 г. основной единицей податного обложения был жилой двор, мордва старалась сократить число дворов за счёт уменьшения семейных разделов. В неразделённых семьях был один глава (кудатя, кудазор), представлявший семью перед властями, общиной и церковью. Он отвечал за свой дом и двор перед начальством, вносил за всю семью подати, вёл дела. Женщинами в семье руководила его жена «большуха». В её подчинении находились снохи и другие женщины семьи. Развитие неземледельческих промыслов, отходничество способствовали ломке патриархальных устоев семьи, обособлению малых семей в рамках больших, а затем и их разделу. Уже к концу 19 – началу 20 в. преобладающими у эрзян стали малые двухпоколенные семьи, состоящие из брачной пары и детей. В советский период в мордовской семье произошли существенные изменения. В 1930-е гг. в связи с коллективизацией перестали существовать большие семьи. Изменился брачный возраст молодожёнов. В начале 20 в. мужчины у эрзи вступали в брак в возрасте 18–19, девушки – в 16–17 лет.
Религиозные представления
Христианизация эрзи проходила в основном в 16–18 вв., однако длительное время она носила формальный характер, поскольку традиционные верования прочно укоренились в сознании народа. Для них было характерно многобожие. Божества являлись покровительницами и покровителями, держателями и держательницами определённых сил природы и среды обитания (воды, леса, земли, дома, двора и др.). Верховного бога эрзяне называли Нишкепаз (паз – бог), Верепаз (вере – верх, верхний). Теоним Нишке образован из двух слов: ине – великий, шкай – создатель, кормилец, воспитатель. Моления (озномс) могли быть общественными (устраивались селом, общиной) и семейными. Они сопровождались чтением молитв и жертвоприношениями божествам, их кормлением с целью приобретения расположения. Общественные моления совершали обычно в определённых местах (за деревней на опушке леса под дубом, вязом, липой, березой, сосной вблизи водных источников). Они не имели точной календарной даты проведения и связывались с циклом полевых работ. Наиболее важные моления устраивались весной ливтема-соавтома озкс, кереть-озкс (в связи первым выгоном скота и перед началом сева), летом алашань-озкс, лайме озкс, варма озкс (моления о лошадях, перед сенокосом, когда созревали хлеба), осенью уча озкс (в связи с окончанием полевых работ). По мере адаптации эрзян к христианству на место традиционных праздников и обрядов пришли православные, но они подверглись трансформации, вобрав в себя элементы прежних верований. Реликты дохристианских верований сохраняются до настоящего времени.
С 1990-х гг. среди эрзян наблюдается некоторое оживление дохристианской обрядности. Так, по инициативе деятелей национального движения в ряде сёл Республики Мордовия, Ульяновской, Оренбургской, Нижегородской областей начали проводиться моления (озксы) с жертвоприношениями дохристианским богам быков, баранов и овец, коллективным молением и угощением. Однако они всё же больше схожи с фольклорными праздниками, чем с подлинными молениями. В 1991 г. в Саранске открылся первый приход Мокшэрзянской (лютеранской) церкви, ведущей богослужения на родных языках мордвы – эрзянском и мокшанском. Первое время эти богослужения вызывали интерес народа, особенно из числа интеллигенции, которой казалось, что распространение лютеранства поможет расширению функционирования мордовских языков. Ныне в Республике Мордовия функционируют три небольших лютеранских прихода (два мокшанских и один эрзянский), относящихся к Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (действует на территории РФ в г. Санкт-Петербург). Помощь мордовским лютеранам оказывает Финская лютеранская церковь.