Карелы
Каре́лы (самоназвания karjala, karjalaine, karjalaini, kariela; мн. ч. karjalat, karjalazet, karjalaiz(s)et, karielazet, у локальной группы сегозерских карелов – lappi), прибалтийско-финская этническая общность. В Средней и Северной Карелии находятся поселения собственно карелов, в южной части республики и на сопредельной территории Ленинградской области проживают субэтнические группы ливвиков (самоназвание liygiläine, livviköi, мн. ч. liygiläzet, liygiläžet, livviköt) и людиков (самоназвание lyydiköi, мн. ч. lyydiköt). Ливвики обитают в Олонецком и Пряжинском районах Республики Карелия и Лодейнопольском районе Ленинградской области, людики расселены восточнее (Пряжинский, Прионежский, Кондопожский и Олонецкий районы Республики Карелия). За пределами Карелии сформировались субэтнические группы тверских (восточные районы Тверской области) и тихвинских карелов (Бокситогорский район Ленинградской области).
Численность в Российской Федерации составляет 32,4 тыс. человек (2020, перепись), в том числе в Республике Карелия – 25,9 тыс. человек, в Тверской области – 2,8 тыс. человек, в Санкт-Петербурге – 727 человек, в Ленинградской области – 644 человека. За пределами РФ около 30 тыс. карелов проживает в Финляндии (2017, оценка), преимущественно в провинциях Северная и Южная Карелия, небольшое количество – на Украине, в Казахстане, Белоруссии, Эстонии и Латвии.
В 1835 г. в Российской империи насчитывалось около 171,7 тыс. карелов, в том числе на территории Архангельской и Олонецкой губерний – около 55,1 тыс. человек, в Тверской губернии – около 84,6 тыс. человек. Перепись Российской империи 1897 г. зафиксировала 208,1 тыс. карелов, в том числе в Архангельской и Олонецкой губерниях – 78,9 тыс. человек, в Тверской губернии – 117,7 тыс. человек. В СССР по переписи 1926 г. насчитывалось 248,1 тыс. карелов, в том числе в Карельской АССР – 100,8 тыс. человек, в Тверской губернии – 140,6 тыс. человек; по переписи 1939 г. – 252,7 тыс. карелов, в том числе в Карельской АССР – 108,6 тыс. человек, в Калининской области – 120,0 тыс. человек; по переписи 1959 г. – 167,3 тыс. карелов, в том числе в Карельской АССР – 85,5 тыс. человек, Калининской области – 59,1 тыс. человек; по переписи 1989 г. – 130,9 тыс. карелов, в том числе в Карельской АССР – 78,9 тыс. человек, Калининской области – 23,2 тыс. человек.
Наиболее обоснованы две гипотезы происхождения этнонима «карелы». Согласно одной версии, его основой служит прибалтийско-финское karja со значением «стадо, множество, свора, толпа людей». По другому предположению, наименование восходит к заимствованному из балтийских языков географическому термину garja – «гора», который стал использоваться частью прибалтийско-финского населения в оппозиции к соседним группам, происхождение названий которых (хяме, саамы) восходит к производным от балтского žeme – «низина».
Большинство карелов относится к восточно-балтийской малой расе (антропологическому типу) большой европеоидной расы.
В основном говорят на русском языке в РФ и на финском языке в Финляндии. В РФ владеют карельским языком 8,4 тыс. карелов (2020, перепись), в Финляндии около 11 тыс. (начало 2020-х гг., данные Карельского просветительского общества).
В конфессиональном отношении большинство карелов – православные, среди них значительно количество старообрядцев-беспоповцев. Бо́льшая часть карелов Финляндии – лютеране.
Исторический очерк
Основой современных карелов является племенное объединение корела, которое сформировалось в основном на базе местного прибалтийско-финского населения к концу 1-го – началу 2-го тыс. н. э. на территории Карельского перешейка, а также в соседних районах, лежащих к северу – северо-западу от Ладожского озера, включая область озёр Сайма. Центром образовавшегося племенного объединения стал г. Корела (ныне Приозерск Ленинградской области). Часть корелы с 11 в. начала мигрировать на Олонецкий перешеек, где вступила во взаимодействие с другими прибалтийско-финскими группами, родственными предкам вепсов. В северном и восточном Приладожье, где преобладающим был карельский компонент, впоследствии образовалась субэтническая группа ливвиков. В центральной части Олонецкого перешейка сформировалась субэтническая группа людиков, культура которой включила примерно в равной степени карельские и вепсские элементы.
Продвигаясь на север, в район современной Средней и Северной Карелии, предки карелов ассимилировали саамское население, а его остатки вытеснили к 18 в. на Кольский полуостров.
С 12 в. корела включилась в сферу влияния Новгородской республики. В 13 в. произошло обращение основной массы корелы в православие. После присоединения Новгородской республики к Московскому великому княжеству в 1478 г. и образования Русского государства территория расселения карельского населения оказалась в его составе.
В результате Шведской интервенции начала 17 в. по итогам Столбовского мира 1617 г. земли западного и северо-западного Приладожья, населённые карелами, отошли Швеции. На протяжении последующего периода 17 – начала 18 вв. значительная часть карелов покинула эти территории и переселилась в Россию из-за политики религиозной, национальной и социальной дискриминации, проводимой властями Швеции в отношении православного населения. Оставшиеся на территории Приладожья карелы приняли лютеранство и в дальнейшем вошли в состав финнов.
Прибывшие в Россию карелы расселились на территории Заонежских и Лопских погостов, а также во внутренних областях государства, обезлюдевших в конце 16 – начале 17 вв. В результате этого сформировались локальные группы тверских (верхневолжских), валдайских, боровичских, тихвинских и медынских карелов. Медынские карелы (Калужская губерния) были ассимилированы окружающим русским населением к концу 19 в., валдайские и боровичские карелы – к середине 20 в. В 19 – начале 20 вв. территории с карельским населением располагались в ряде уездов Архангельской, Олонецкой, Новгородской и Тверской губерний. До крестьянской реформы 1861 г. карелы Архангельской и Олонецкой губерний преимущественно принадлежали к категории государственных крестьян, Новгородской и Тверской губерний – помещичьих.
В 1919 г. при поддержке Финляндии было провозглашено Северокарельское государство (Ухтинская республика), ликвидированное силами Рабоче-Крестьянской Красной Армии (1920). В 1920 г. в РСФСР из частей Архангельской и Олонецкой губерний была создана Карельская трудовая коммуна, преобразованная в 1923 г. в АССР. Если по переписи 1926 г. доля карелов в населении региона составляла 37,4 %, то к переписи 1939 г. она уменьшилась до 23,2 %. В 1940 г., после присоединения к Карелии некоторых приграничных территорий, полученных СССР после советско-финляндской войны 1939–1940 гг. по Московскому мирному договору 1940 г., Карельская АССР реорганизована в Карело-Финскую ССР. В 1956 г. её статус был понижен до уровня автономной республики в составе РСФСР. В мае 1991 г. Карельская АССР переименована в Карельскую ССР, а в ноябре того же года – в Республику Карелия (в 1992 это название официально закреплено законом РФ).
С 1928 по 1937 гг. существовали также карельские национальные сельсоветы в ряде районов Ленинградской области. На востоке Калининской области, в районах компактного проживания тверских карелов, в 1937–1939 гг. существовал Карельский национальный округ, в котором по переписи 1939 г. карелы составляли 49,3 % населения (округ упразднён 7 февраля 1939).
В 1990-х гг. на основе латиницы были созданы письменности и началось издание литературы и периодики для ливвиковского, людиковского, собственно карельского наречия и его тверского диалекта. В школах в районах проживания карелов на территории Карелии и Тверской области началось преподавание на родном языке. Изучение карельского языка осуществляется также в вузах г. Петрозаводск. В Республике Карелия в 2000–2013 гг. выходила газета на собственно карельском наречии Vienan viesti («Вестник Беломорья»). Впоследствии она была объединена с созданным в 1990 г. ливвиковским изданием Oma mua («Родная земля»). В Тверской области в 1996–2017 гг. выпускалась газета Karielan Šana («Карельское слово»). Материалы на карельском языке публикуются в журналах Carelia («Карелия») и Kipinä («Искорка»), осуществляется радио- и телевещание, издаются книги карельских писателей, а также религиозная литература.
Этнографическое описание
Хозяйство и ремёсла
Традиционное хозяйство карелов в 19 – начале 20 вв. было многоотраслевым. Его основой было земледелие, сочетавшее лесной перелог и трёхполье. Основными зерновыми культурами являлись ячмень, рожь, овёс, на юге Карелии и за пределами региона сеяли пшеницу. Из других сельскохозяйственных культур выращивали репу, редьку, лук, горох, капусту, с начала 19 в. стали распространяться морковь и свёкла, с 1840-х гг. – картофель. Основные земледельческие орудия – соха, борона-суковатка, серп, коса-горбуша. Животноводство играло подсобную роль. Держали коров, лошадей, грубошёрстных овец, кур, свиней. Для севера Карелии было характерно транспортное оленеводство. Важное значение, особенно на территории Карелии, имели охота и рыболовство.
В разных районах получили развитие железоделательное производство, изготовление ювелирных изделий, бондарное, ткацкое производства, вышивка, вязание, золотошвейное и жемчужное шитьё, плетение из соломы, бересты, резьба и роспись по дереву, изготовление транспортных средств, лесные промыслы: рубка, сплав и переработка древесины, смолокурение, производство дёгтя, заготовка ивовой коры для кожевенного дела. С 18 в. значительные масштабы приобрело отходничество. Карелы уходили за пределы своего региона, занимаясь плотницким, столярным, камнетёсным, сапожным ремёслами. С 1830-х гг. в Северной Карелии налаживается торговля вразнос (коробейничество) с пограничными районами Финляндии.
В советский период существенная часть карелов стала работать на предприятиях деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности и машиностроения. Появилась новая отрасль хозяйства – пушное звероводство.
Из-за плохого состояния дорог колёсный транспорт на большей части Карелии был слаборазвит, поэтому широкое распространение получили полозные средства передвижения: различные виды лыж, саней, волокуши. Своеобразной была т. н. олонецкая люлька – конные носилки с плетёной корзиной, крепившиеся между двумя лошадями, находящимися друг за другом. В летний период большое значение имели водные средства передвижения: плоты, челны, лодки, карбасы.
Олонецкая люлька (по Р. Ф. Тароевой).
Поселение и жилище
Для карелов характерно прибрежное расположение поселений, в Тверской области встречаются и населённые пункты на водоразделах. На юге Карелии преобладает гнездовой (кустовой) тип расселения, на севере – разбросанно-хуторской. Формы поселений: беспорядочная, прибрежно-рядовая (с 16–17 вв.) и уличная (с 19 в.) складывались под влиянием природно-географических и социальных факторов.
Типичное карельское поселение – деревня, до 17 в. малодворная. Административные, церковные и торговые функции сосредотачивались в погостах и сёлах. Хуторские поселения распространились в начале 20 в.
Традиционное карельское жилище в 19–20 вв. – бревенчатая изба (севернокарельский диалект pirtti, pertti, ливвиковский диалект perti, людиковский диалект pert) с высоким подклетом и двухэтажным крытым двором. Бытовало несколько вариантов связи избы с хозяйственными постройками: однорядная, охватная, Г-образная и, как её разновидность, Т-образная.
К избе пристраивались холодные сени, с 16 в. появились трёхкамерные сооружения в результате пристройки неотапливаемой клети, служившей кладовой и летним жилищем. Во 2-й половине 19 в. начали появляться дома-пятистенки и шестистенки.
Фасадом дом обычно ориентировался на южные направления. Фундамент заменяли крупные камни, у ливвиков встречались срубы на бревенчатых столбах высотой около полуметра. Карелы. Богатый крестьянский дом. Петрозаводский уезд, Олонецкая губерния, Российская империя (ныне Республика Карелия). 1899. Фото: Михаил Круковский.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.У ливвиков и людиков снаружи дом украшался резными деталями, росписью, на северо-западе Карелии бревенчатые стены снаружи отёсывались. Справа или слева от входа в жилище стояла печь, которая была ориентирована устьем к боковой стене (западнорусский тип) или к фасаду (северно-среднерусский тип). Для интерьера жилища характерны т. н. финское положение стола, который находился посредине фасадной стены, крытый вход в подполье (karžina), горница с более низким, чем в избе, потолком. Вдоль фасадной и боковых стен устраивались лавки, над которыми шли полки для хранения домашних вещей, спальными местами служили полати между печью и боковой стеной, а также лавки. До начала 20 в. сохранялись курные избы. У северных карелов в нише около устья печи сооружался очаг-камелёк (piisi) с отдельным дымоходом для приготовления пищи и освещения.
Ряд хозяйственных помещений – двор с хлевом, сарай, иногда конюшню – чаще всего устраивали под одной крышей с жилой частью. Одно- или двухэтажный амбар ставили в пределах видимости из дома, ригу – на окраине поселения, а баню обычно размещали на берегу водоёма. На севере Карелии нередко хозяйственные постройки ставились отдельно от жилища. В местах охотничьего, рыболовного, лесозаготовительного промыслов сооружали временные жилые постройки с печью-каменкой в одном из углов.
Одежда
У карелов зафиксировано бытование двух женских комплексов одежды. Более архаичный юбочный включал рубаху и поясную одежду типа несшитой юбки на лямке. В 18–19 вв. он был вытеснен другим костюмом, включавшим холщовую рубаху (raččinä) и косоклинный сарафан (kosto, sferezi, saraffana). Цельнокроеную туникообразную рубаху в 19 в. сменила одежда из двух частей: нижней – станушки (севернокарельский диалект emušta, ливвиковский диалект emmustu, людиковский диалект emust) из домотканого холста и верхней – рукавов (севернокарельский диалект hiemušta, ливвиковский диалект hiemuat, людиковский диалект hiemat), обычно из фабричного ситца. Особенностью северокарельских женских рубах (pialishiemat) являлся разрез на груди. Со 2-й половины 19 в. распространение получил прямой сарафан на лямках из шерстяных и хлопчатобумажных покупных тканей. В начале 20 в. из городской культуры была заимствована пара (puaru): полосатая юбка из полосатой домотканины и кофта из фабричной ткани. Дополнительным элементом костюма служил передник. Северные карелки носили большие наплечные платки. Исключительно женской верхней одеждой служили душегрея – безрукавка на лямках, шугай – короткая шубка.
Имелись различия в причёсках и головных уборах девушек и замужних женщин. Девушки заплетали волосы в одну косу и носили на голове «повязку-ленту», а позднее платок. Замужние женщины делали две косы и укладывали их на голове, полностью закрывая волосы головным убором. До середины 19 в. это была сорока, а затем повойник. Поверх головного убора повязывали платок. Женскими украшениями служили серьги, бусы, перстни и кольца. Традиционный женский костюм бытовал до 1930-х гг., а некоторые элементы сохранялись до 1970-х гг.
Мужская одежда состояла из холщовой рубахи-косоворотки туникообразного покроя и узких холщовых или суконных штанов. Рубаха носилась навыпуск и подвязывалась кожаным ремнём или плетёным кушаком, на которые подвешивали нож и кисет с огнивом. На работу дополнительно надевали паловую или ригачную рубаху свободного покроя (riihisoba, šušpoi). У северных карелов в начале 19 в. получила распространение холщовая или шерстяная рубаха-блуза на поясе (jumppari). Зимой надевали шерстяные фуфайки (villapaita). В начале 20 в. в качестве праздничной одежды стали использоваться элементы городского костюма – узкие суконные брюки с ширинкой, однобортный пиджак, жилет. Популярным являлось ношение шейных платков (kaglanpaika) и шарфов шерстяной вязки. Мужчины отпускали бороду и усы, а волосы на голове подстригали «в кружок». В тёплое время года носили самодельные валяные шляпы, покупные фуражки, зимой – меховые или овчинные шапки. В дорогу и на лесные работы надевали холщовый капюшон kukkel.
Верхняя мужская и женская одежда существенных различий не имела. Это холщовые или суконные балахоны и кафтаны, а также овчинные полушубки, шубы и тулупы. С конца 19 в. появляются пальто. Сходными были и такие элементы одежды, как вязаные и плетёные пояса, рукавицы, варежки, чулки, наголенники, а также обувь. Широкое распространение имели берестяные лапти (virzut), кожаные сапоги (kengät) и коты (kotit) типа поршней. Северные карелы заимствовали у саамов койбы – зимние сапоги из оленьей шкуры мехом наружу. Популярной обувью при длительных передвижениях как пешком, так и на лыжах были невысокие сапоги с загнутыми носами – пьексы. Носили также валяную обувь.
Пища
Основу пищевого рациона карелов в конце 19 – начале 20 вв. составляли мучные и крупяные изделия. Преимущественно выпекали ржаной или ячменный хлеб на закваске в виде круглого каравая. В Северной и Средней Карелии получил распространение хлеб в виде лепёшки с круглым отверстием в центре (loukkuleipä, reikäleipä). Его сушили или замораживали для длительной сохранности. Пекли разнообразные пироги, пресные лепешки из кислого теста с начинкой, колобы, калитки, сканцы, оладьи, блины. Повседневными были различные похлёбки и супы, каши. Существенное место в рационе питания занимали молоко и молочные продукты (масло, сметана, простокваша, творог).
Из овощей до 19 в. наиболее существенное значение имела репа, впоследствии её потеснили картофель и капуста. В больших объёмах заготавливали ягоды: бруснику, клюкву, чернику, малину, морошку. Их использовали как начинку для пирогов, ели с молоком, с толокном, применяли в лечебных целях, готовили ягодные кисели. Грибы употребляли в солёном виде, сушили и использовали для приготовления супов.
Существенное место в пищевом рационе занимала рыба. Из неё готовили различные похлебки, уху, варили в молоке (kalamaiossa), запекали в сметане, впрок солили, сушили, вялили, в 20 в. стали коптить. Одним из популярных блюд являлся пирог-рыбник (kalakurniekka, kalakukko) с запечённой целиком или большими кусками рыбой. На севере Карелии делали т. н. весеннюю рыбу (kevätkala) «с душком». Для лечебных целей вытапливали рыбий жир. Из икры делали запеканку, употребляли с растительным маслом и луком, смешивали с мукой и пекли блины. Мясо и дичь в конце 19 – начале 20 вв. в основном включали в рацион во время выполнения тяжёлых работ и в праздники. Существовали пищевые табу на поедание конины, зайчатины, иногда медвежатины, свинины, курятины, яиц лесных птиц.
Из напитков употребляли репный и хлебный квас, кисели, чай, на севере Карелии популярностью пользовался кофе, иногда подсоленный. К праздникам варили пиво.
Социальная организация и семья
В конце 19 – начале 20 вв. у карелов существовали как малые, так и большие неразделённые семьи, насчитывающие в своём составе до 40 человек. Малая семья обычно состояла из 5–8 человек. Поддержанию связей по родству и свойству придавалось важное значение.
Основные вехи жизненного цикла человека сопровождались религиозно-магическими действиями, поверьями и ограничениями. Так, беременной запрещалось подстригаться, смотреться в зеркало, носить грязную одежду, смотреть на умершего, посещать кладбище и т. д. По традиционным представлениям карелов, у младенца после вырастания первого зуба появлялся личный дух-покровитель haldia.
Возраст вступления в брак обычно у женихов составлял 20–25 лет, у невест 17–25 лет. У карелов бытовали как свадьба с сватовством, так и брак «убегом». В карельском свадебном обряде выделяются несколько локальных вариантов и два типа: северно- и южнокарельский.
Традиционная свадьба была «двухконечной»: в доме невесты и в доме жениха. Если в севернокарельском свадебном обряде бо́льшую роль играл колдун-патьвашка и основные обрядовые действия проходили в доме невесты, то в южнокарельском первостепенное значение имело церковное освящение брака, а обряды проводились в доме жениха. Различались также особенности скрепления брачного договора, состав и количество участников свадебного поезда.
В похоронно-поминальной обрядности сочетались традиционные представления и церковные установления. Похороны всегда сопровождались плачами-причитаниями. У некоторых групп карелов существовал обычай «веселения» умершего, когда участвующие в похоронах и поминках люди под музыку пели песни и танцевали. В могилу клали предметы и орудия труда, которые человек часто использовал при жизни. После возвращения с кладбища проводили ритуальное очищение: окуривались можжевеловым дымом, очищали от земли обувь, трогали руками печь, заглядывали в подполье, мыли руки или парились в бане. Поминальные трапезы обязательно устраивались в день погребения, на 9-е сутки, через 6 недель и в годовщину смерти. Кроме того, кладбище посещали в дни поминовений православного календаря. Кроме повседневной пищи, в поминки подавали на стол idu – проросшую рожь, подслащённую сахаром, пироги с рыбой, кисель.
Праздники
Наряду с памятными датами церковного календаря карелы отмечали праздники, восходящие к дохристианской эпохе. Среди них Кегри (Kegrinpäivä), праздновавшийся поздней осенью и имевший аграрные истоки. Он сопровождался трапезой с обязательной овсяной или толоконной кашей и хождением ряженых по домам. К этому дню заканчивались сельскохозяйственные работы и начиналось прядение.
Христианские обряды сочетались с языческими в период Святок. Они включали церковные службы, разнообразные гадания и ряжение. Дохристианскими элементами был наполнен и Иванов день с последующим шестидневным отрезком времени до Петрова дня, который называли Viändöi, или kesäsvätkat (буквально – летние святки). Обряды этого периода были направлены, с одной стороны, на ограничение вмешательства в природу, а с другой – на обеспечение благополучия и здоровья. В Ивановскую ночь у водоёма или на возвышенности устраивали костры (kokko), в которых сжигали негодные вещи, веселились, перепрыгивали через огонь. В летний период в различные даты православного календаря устраивались праздники с жертвоприношениями животных и совместными трапезами с поеданием мяса.
Религиозные представления
До современности у карелов сохранились представления о мифологических персонажах: «хозяевах» природных явлений и объектов, жилища и хозяйственных построек. В то же время потеряли актуальность поверья в духов, насылающих или олицетворяющих недуги, в чертей и призраков-покойников. Нередко посредником между мифологическими персонажами и миром людей выступал колдун. Христианство вытеснило прежних божеств, перенеся их функции на почитаемых святых. Так, святой Илья стал заменой верховного бога Укко.
Современная ситуация
Современное состояние карельского народа является сложным. Интенсивно идут процессы языковой и этнокультурной ассимиляции, увеличивается относительная доля старших возрастов. Наибольшее количество карелов Республики Карелия проживает в Олонецком районе (39,8 % от общего числа жителей района; 2020, перепись) и в Петрозаводске (доля карельского населения составляет 2,7 %).
Во всех регионах, где живут карелы, в последние десятилетия созданы и действуют фольклорные коллективы, проводятся мастер-классы по традиционной культуре, организуются курсы карельского языка, возрождаются народные праздники.
Основной задачей региональной национальной общественной организации «Карельский конгресс» (Karjalaine kongressu), действовавшей в 1993–2015 гг. в Петрозаводске, являлось в том числе сохранение самобытности карелов Карелии и реализация их этнокультурных прав. В сохранении и развитии карельской культуры и языка активное участие принимает «Союз карельского народа» (Karjalan rahvahan liitto), организованный в 1989 г. и действующий в Республике Карелия, общественная организация «Молодая Карелия» (Nuori Karjala, 1993, в 2016 перерегистрирована как «Центр поддержки коренных народов и общественной дипломатии» с тем же названием).
В г. Олонец Республики Карелия с 2007 г. действует Карельская региональная общественная организация «Олонецкие карелы», а также работает Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков им. Н. Г. Прилукина, основанный в 1958 г. В 2020 г. в п. Эссойла Пряжинского района Республики Карелия зарегистрирована Карельская региональная общественная организация воссоздания, сохранения и развития традиционной культуры карелов-ливвиков «Наш дом». В 2013 г. основана Карельская региональная общественная организация содействия сохранению и развитию культуры карелов-людиков «Людики Карелии», а в 2018 г. в Петрозаводске открыт этнокультурный центр карелов-людиков Lyyditalo («Дом людиков»). В 1997 г. в Тверской области начала деятельность Тверская региональная общественная организация «Национально-культурная автономия тверских карел».
В Финляндии, в г. Йоэнсуу, в 1995–2020 г. действовало «Общество карельского языка» (Karjalan Kielen Seura), целями которого были заявлены популяризация карельского языка, издание на нём литературы. В Хельсинки действует «Карельское просветительское общество» (Karjalan Sivistysseuraksi) – правопреемник «Союза беломорских карел» (Wienan Karjalaisten Liiton), основанного в 1906 г. Его работа направлена на сохранение культуры, языка и традиций российских карелов в Финляндии и России.
В Республике Карелия с 1991 г. регулярно организуются съезды карелов. Правительством Карелии в 2021 г. утверждён Перечень мест традиционного проживания карелов, что, по замыслу, должно способствовать более эффективному развитию этих территорий.
Устное творчество
Устное творчество карелов представляет собой стилистически неоднородную картину. Архаичные слои принято считать общим наследием карелов, финнов и ижоры. Прослеживаются родственные связи с устной культурой других народов прибалтийско-финской языковой группы, балтов, разных групп соседнего русского населения (поморы, заонежане, псковичи, новгордцы, тверичи и др.)
Основу музыкально-поэтической традиции составляют рунические песни с восьмисложным «калевальским» стихом: эпические, лиро-эпические, лирические, свадебные, баллады, заговоры, заклинания (календарные песни неизвестны, как и у вепсов). Некоторые тексты сохранили отголоски космогонических мифов. Для рунических песен характерно многократное повторение короткого формульного напева силлабического типа, соответствующего одной или двум восьмисложным строкам стиха; ладовая основа – диатоника, преимущественно с квинтовой опорой. Напевы не закреплены за текстами, количество формульных напевов в целом невелико. Исполнительская традиция – сольная одноголосная (исполнение рунических песен вдвоём, взявшись за руки, остаётся гипотезой).
Песни архаического слоя – эпические, лиро-эпические, заговоры – бытовали до конца 20 в. в Северной Карелии. Центр традиции – российская Беломорская Карелия (приход Вуоккиниеми, ныне деревня Вокнаволок, Костомукшский городской округ). В этой провинции во 2-й четверти 19 в. финский исследователь Э. Лённрот записал от рунопевца – крестьянина А. И. Перттунена (1769–1841) многочисленные тексты – руны (фин. ед. ч. runo, буквально – стихотворение), которые составили основу созданного Лённротом литературного памятника – национального эпоса «Калевала». Наиболее устойчивые эпические сюжеты, восходящие к прибалтийско-финской мифологии, известные также по этому эпосу: деяния демиурга Вяйнямёйнена (Вяйнямёйнен и дева-лосось, Вяйнямёйнен делает кантеле), кузнеца Ильмаринена, героя Лемминкяйнена (поездки в Похъёлу и др.), героя-мстителя Куллерво и др. Напевы начали записывать позднее, чем тексты. Рунопевческая традиция в 20 в. стала преимущественно женской. У одной певицы, как правило, один – два формульных напева, на которые распеваются многочисленные стихи.
У северных карелов в прошлом бытовали песни-импровизации йойку, или ёйки (joiku; типологически близкие саамским йойгам). Из жанров, не связанных с «рунической строкой», у карелов разных локальных групп до конца 20 в. сохранялись причитания – свадебные, похоронные и другие, связанные с расставанием (исполнялись женщинами). Причитания отличаются развитостью метафорического языка, обусловленного табуированием терминов родства и некоторых других групп слов.
Поздний слой музыкально-поэтического фольклора включает неприуроченные лирические песни (в том числе финские и русские, включая городской романс), частушки (исполняются на карельском и русском языках), хороводные песни-игры пиирилейкки (piirileikki; излюбленный жанр ингерманландских финнов). Для них характерны квадратность, двух- или трёхдольный метр, рифмованный стих, мажорно-минорная тональность. Русское влияние сказалось также на характере распевов, проникновении многоголосия в фольклоре Средней и Южной Карелии.
Наиболее известный традиционный музыкальный инструмент – щипковый цитровидный кантеле, первоначально небольшой пятиструнный, на котором в прошлом предположительно исполнялись рунические напевы; кантеле в поздних версиях сопровождает танцы, используется как концертный инструмент и поныне сохраняет значение символа национальной культуры. Из употребления вышли: смычковый лировидный йоухикко, пастушьи трубы лиру (liru) и торви (torvi). Со второй половины 19 в. использовались заимствованные у русских гармонь и балалайка, в конце 19 в. в Северную Карелию из Финляндии проникла скрипка.
Танцевальная культура поздняя, заимствованная; популярные танцы – контрданс, кадриль, ланцы (лансье).
Центр изучения устного наследия карелов – Петрозаводская консерватория.
Карельский фольклор оказал большое влияние на развитие профессиональной музыкальной и хореографической культуры Карелии. В 1936 г. в Петрозаводске был создан ансамбль «Кантеле» (основатель и первый руководитель – В. П. Гудков, 1899–1942), и поныне один из наиболее представительных исполнительских коллективов Карелии.