Шаманизм
Шамани́зм (от эвенк. саман – возбуждённый, исступлённый человек), термин, обозначающий разнообразные магико-мистические и магико-медицинские техники и практики у различных народов мира. Собирательный термин для обозначения шаманизма как целостного явления есть не у всех народов; некоторые учёные считают классическими вариантами сибирский и центрально-азиатский шаманизм. Мировоззренчески шаманизм основан на анимизме, аниматизме, тотемизме, культе предков. Учитывая разные особенности шаманизма, его определяют либо как культ или политеистическую религию с истоками в палеолите, либо как «технику экстаза» (М. Элиаде). Некоторые отечественные исследователи использовали вместо термина «шаманизм» – «шаманство» (В. Н. Басилов); другие различают их, обозначая первым «бытовой шаманизм» – широко распространённые мировоззренческие фольклоризованные знания, вторым – профессиональные ритуалы и практику, либо наоборот. Шаманизм включает практики как жрецов культа (в том числе промысловых и хозяйственных ритуалов), так и духовных целителей; в связи с этим некоторые учёные разделяют жречество и собственно шаманизм.
Центральная фигура шаманизма – шаман, человек, обладающий способностью погружаться в транс (изменённые состояния сознания – ИСС) или имитирующий это; ИСС достигаются с помощью аффективных техник, галлюциногенных средств, гипноза, медитации, аскетизма. Шаман представляется как избранный духами (предков, природы, хозяев местности) или божествами, принуждённый к ритуальной деятельности и принятый социумом в такой роли человек, задачей которого было обеспечение с помощью духов благополучия рода/племени. Становление шамана традиционно происходило через «шаманскую болезнь» – особое психофизиологическое состояние, т. е. духовную инициацию, воспринимавшуюся как этап принуждения духами к началу практики, и последующий родовой обряд посвящения, в ходе которого шаман получал (обычно поэтапно) свои костюм и атрибуты. Для шаманского костюма характерны металлические детали, зеркальца, символические рисунки и т. п. Использовались лицевые маски, в южных регионах – ритуальная раскраска. Важную роль в шаманских ритуалах (камлание, от тюрк. кам – «шаман») выполняли музыкальные инструменты – шаманский бубен, барабан, варган, трещотки, погремушки, которые, как и шаманские песнопения, способствовали введению шамана и присутствующих на ритуале в ИСС. Среди шаманских техник: путешествие шамана (пребывание духов шамана или его души в потусторонних мирах, по наиболее известной классификации – в верхнем, нижнем и среднем); вселение духа (дух-предок или божество инкорпорируется шаманом, душа которого в это время выходит из тела, находясь рядом или отправляясь в путешествие) – техника, максимально сближающаяся с контролируемой одержимостью; вызывание и изгнание духов и др. В шаманизме известны случаи трансвестизма (шаманы превращённого пола), «сожительства с духами» (если духи не осмыслялись как предки) и т. п. Различались более и менее сильные шаманы в зависимости от особенностей практики и используемых техник (в том числе путешествий в верхний и/или нижний миры) – «белые» и «чёрные»; «чёрных» шаманов могли считать более сильными и опытными (путешествовали в страшные подземные миры), а также соотносить с колдунами; шаманами были и мужчины, и женщины (вопросы о том, кого из них больше и кто из них «сильнее», остаются дискуссионными). Иногда имеется связь шаманизма с некоторыми профессиями (например, с кузнечным делом).
Вероятно, в части представлений о мире, а также магико-мистических и магико-медицинских практик, существовавших по законам устной традиции в любой культуре, шаманизм бытовал у большинства народов, у некоторых, возможно, позднее трансформировавшись в колдовство и знахарство. Шаманизм легко уживался с иными культурно-религиозными системами, но значительно пострадал с распространением мировых религий. В современный период на территории Севера и Сибири в СССР, а также в Монголии, Китае, КНДР, Вьетнаме и др. шаманские практики, особенно жреческие, были запрещены, что привело к почти полному уничтожению профессионального шаманизма во многих регионах. Некоторые шаманские ритуалы оказывались под запретом в США. Во 2-й половине 20 в. шаманизм был «возрождён» вначале на Американском континенте и затем в Евразии в варианте неошаманизма (который иногда соотносят с движением Нью Эйдж), отчасти сомкнувшегося с экологическими движениями (например, в скандинавских странах). Шаманские практики используются различными направлениями психологии, особенно трансперсональной психологией.