Неоавстрийская школа
Неоавстри́йская шко́ла, направление в экономической мысли 20–21 вв., возникшее как продолжение австрийской школы в политической экономии в 1920-е гг., после выхода работ Л. фон Мизеса, отрицавшего возможность хозяйственного расчёта при социализме и более высокой производительности в плановой экономике, чем при капиталистической системе хозяйства. Другим лидером неоавстрийской школы стал Ф. А. фон Хайек (в 1927–1931 директор созданного по инициативе Мизеса Австрийского института делового цикла).
В противоположность теории Дж. М. Кейнса сторонники неоавстрийской школы отстаивали сохранение манчестерства и золотого стандарта, сводя причины кризисных сбоев в рыночном механизме к различным формам «интервенционизма», т. е. вмешательства государства, профсоюзов и центрального банка в процесс экономической конкуренции. Источником Великой депрессии 1929–1933 гг. в капиталистической экономике они считали избыток «фидуциарных» (от лат. fiducia – доверие), т. е. не обеспеченных металлическим запасом, бумажных денег вследствие кредитной экспансии.
Заняв непримиримую позицию по отношению к практике централизованного планирования в СССР, неоавстрийская школа отвергала возможность «рыночного социализма» (в полемике с О. Ланге и неокейнсианцем А. Лернером), а также кейнсианские методы антициклического регулирования. Разгромная критика австрийской теории цикла левыми кейнсианцами (П. Сраффа, Н. Калдор) и успехи кейнсианской фискальной и монетарной политики, а также индикативного планирования в 1940–1960-е гг. оттеснили неоавстрийскую школу на периферию экономической теории. Однако после переезда Мизеса и Хайека в США (Чикагский университет) к неоавстрийской школе присоединился ещё ряд экономистов австрийского происхождения [Ф. Махлуп, Г. Хаберлер (1900–1995)], а затем и несколько более молодых американских экономистов [М. Ротбард (1926–1995), И. Кирцнер].
Неоавстрийская школа отрицает применение математического аппарата в экономической науке, её деление на микроэкономику и макроэкономику; отвергает неоклассическую теорию рыночного равновесия по В. Парето, оперирование агрегированными показателями в кейнсианско-неоклассическом синтезе П. Сэмюэлсона и в монетаризме чикагской школы. Предметом экономического анализа неоавстрийская школа считает рынок как динамический процесс, в котором активность частых предпринимателей, «открывающих» в свободной конкуренции всё новые возможности для извлечения прибыли, является единственным эффективным способом координации рассредоточенной и несовершенной экономической информации. Мизес и Хайек выступили за трансформацию экономической науки в праксеологию, в которой центральное место должна занять каталлактика (от греч. ϰαταλλαγή – дружба между бывшими врагами, примирение) как учение о свободном межличностном обмене или рыночном обществе.
Кризис кейнсианского макроэкономического регулирования и моделей государства всеобщего благоденствия в 1973–1980 гг. и коллапс социалистических моделей централизованного планирования в 1989–1991 гг., новая волна предпринимательства и усиление неолиберализма и неоконсерватизма в 1970–1990-е гг. способствовали возрождению и росту престижа неоавстрийской школы: в 1974 г. Ф. А. фон Хайек (оказавший значительное влияние на формирование взглядов М. Тэтчер, а позднее – Й. Клауса и Е. Т. Гайдара) был удостоен Нобелевской премии; в 1982 г. в США (Оберн, штат Алабама) основан Институт имени Людвига фон Мизеса; с 2004 г. в Праге проходят ежегодные конференции приверженцев неоавстрийской школы.