Индикативное планирование
Индикати́вное плани́рование, деятельность государственных органов по составлению экономических планов, информирующих всех заинтересованных хозяйствующих субъектов о долгосрочных целях государственной социально-экономической политики, о возможных траекториях экономической динамики, и совокупность мер по их достижению. Являясь методом государственного регулирования и давая частному сектору экономики возможность более адекватного видения будущего, индикативное планирование играет важную роль для предпринимателей, корпораций, фирм, предприятий в качестве плана-прогноза, позволяющего лучше ориентироваться в долгосрочной экономической конъюнктуре при разработке собственных планов на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Индикативные планы оперируют показателями-индикаторами, относящимися в основному к макроэкономическому уровню, которые устанавливаются в виде коридоров с нижним и верхним значением. Индикативный план отражает формирование макроэкономических, межотраслевых и межрегиональных пропорций, а его возможности регулировать развитие связаны прежде всего с параметрами, охватывающими стратегические секторы экономики.
История индикативных планов началась в послевоенной Европе, когда для восстановления хозяйства ряд стран стали применять специальные планы и программы, в которых формулировались национальные приоритеты. Первыми индикативные планы стали осуществлять Франция (1947), где эта система получила название государственный «дирижизм», Нидерланды (1948), где, кроме пятилетних планов, в соответствии с концепцией индикативного планирования был разработан долгосрочный прогноз на 1950–1970 гг. и дана оценка экономических возможностей страны на 1960–1980 гг., Япония (1948). В различной мере индикативное планирование использовали для послевоенных преобразований Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Исландия, Португалия. С помощью индикативного планирования правительство получало такие реальные рычаги воздействия на экономику, как государственные заказы, кредитование, контроль над ценами, инфляцией, регулирование налогов и др. С середины 1980-х гг. в связи с европейскими интеграционными процессами акцент в индикативном планировании перемещается на прогнозирование индикаторов в конце планируемого периода, позволяющих получить представление о наиболее вероятном состоянии экономики. Опыт французского индикативного планирования был рекомендован Европейским экономическим сообществом для использования при составлении среднесрочных экономических программ другими странами – членами ЕЭС.
Ряд исследователей выделяют три последовательные формы развития индикативного планирования: конъюнктурную, когда целью планирования является улучшение экономической конъюнктуры с помощью макрорегуляторов; структурную, когда акцент ставится на структурной политике в отношении отраслей, секторов экономики или регионов; стратегическую, когда у индикативного планирования значительно расширяются временны́е рамки и происходит более глубокое согласование интересов всех субъектов экономики. Так, правительство Великобритании в 2017 г. приняло Промышленную стратегию (Industrial Strategy: Building a Britain Fit for the Future), в рамках которой к 2030 г. должны быть укреплены основы производительности (идеи, люди, инфраструктура, бизнес-среда, рабочие места), а Великобритания стать одним из самых привлекательных мест в мире для жизни, работы и инвестиций. В современной экономике значение индикативного планирования связано с возможностями государства по координации социально-экономического развития на основе обеспечения корпораций, региональных структур, всех хозяйствующих единиц наиболее полной и точной информацией. Повышенные требования к качеству информации изменяют подходы к составлению различных видов балансов в рамках индикативного планирования.
Индикативное планирование позволяет учитывать и координировать интересы государственных, частных и других субъектов экономики, общества в целом в долгосрочной перспективе на основе общенациональных приоритетов, что обеспечит, по идее французских экономистов, гармонизированный рост. Условием последнего является согласие всех групп населения с ориентирами, поставленными правительством в индикативном плане, и смягчение проявлений социальной напряжённости. Индикативное планирование как концепция, несмотря на рекомендательный характер индикативных планов, включает следующие обязательные элементы: прогнозирование основных процессов на различную перспективу; составление различного уровня детализации программ; определение средств реализации планов, прежде всего объёмов и направлений государственного участия; выработку мер политического, административного, экономического характера и создание соответствующих институтов (например, во Франции был создан Генеральный комиссариат по планированию). Хотя планы и программы носят среднесрочный и долгосрочный характер, они постоянно корректируются, модифицируются механизмы их осуществления. Во Франции с пятого индикативного плана (1965–1970) они стали утверждаться парламентом. Индикативное планирование уменьшает фактор неопределённости и позволяет достичь более сбалансированной экономики.
У истоков индикативного планирования как новой концепции управления рыночными процессами стояли представители институционального направления – экономисты Ф. Перру (Франция), Я. Тинберген (Нидерланды), Г. Мюрдаль (Швеция). В системном виде основы индикативного планирования были изложены в работе К. Ландауэра «Теория национального экономического планирования» (1944). Французская школа индикативного планирования обосновала принцип избирательности государственной политики и концепцию привилегированных точек применения силы, что было использовано при разработке индикативных планов. Российские исследователи выделяют вклад в становление теории индикативного планирования разработок Н. Д. Кондратьева в 1920-е гг. В каждой стране концепция индикативного планирования отражала исторические, культурные, социальные, экономические и другие особенности развития государства. В современных индикативных программах государство прежде всего сосредоточивается на традиционной для него области прогнозов: инвестиционной деятельности, развитии человеческого потенциала и подготовке кадров, экспортном производстве; всё более важную роль играет экологическая динамика, оказывающая значительное влияние на макроэкономические пропорции.