Праксеология
Праксеоло́гия (праксиология, от греч. πρᾶξις – деятельность и ...логия), название различных концепций, претендующих на создание общей теории эффективной человеческой деятельности.
Сложились три основных традиции в понимании праксеологии. Первая (в ней употребляется термин «праксиология») возникла в русле австрийской школы после выхода трактата Л. фон Мизеса «Human action» (1949, в русском переводе – «Человеческая деятельность», 2000) как эпистемологическое основание теории предельной полезности и экономического либерализма с ориентацией на критику социализма и макроэкономической политики. Праксеология в трактовке Мизеса включает как составную часть каталлактику – «общее учение» о товарном обмене или экономическую теорию рыночного общества, понимаемого как конкурентный капитализм.
Принципиально отличное понимание праксеологии развивалось в Польше по инициативе Т. Котарбиньского, основателя журнала Praxeologia (1962), – как общетеоретический раздел науки об организации труда и руководстве предприятиями. Предшественниками праксеологии он называл французского философа и историка экономических учений А. Эспинаса (1844–1922), который ввёл в оборот слово «праксеология» (1890), А. А. Богданова, создателя «всеобщей организационной науки» – тектологии (1913–1922), и Е. Е. Слуцкого – автора статьи «К формально-праксеологическому основанию экономической науки» (1926, опубликована на украинском и немецком языках). В трактовке школы Котарбиньского праксеология охватывает три группы проблем: 1) аналитическое описание, характеристику, классификацию и систематизацию практических действий; 2) формулировку общих законов, определяющих эффективность действий; 3) изучение генезиса и эволюции различных видов деятельности, движимых силой традиции и изобретательностью. В такой постановке задач праксеология сближалась с разработкой системы общих технических рекомендаций и предостережений применительно к профессиональной индивидуальной и коллективной деятельности.
Французская традиция праксеологии восходит к книге «Мир и война между нациями» (1962) Р. Арона, который предложил определять прикладные социологические исследования международных отношений как праксеологию. Т. де Монбриаль (род. 1943) (2002) определил праксеологию как науку об организованных человеческих действиях, направленных на изменение культурно-логической части существующего мира и рассматриваемых под углом осуществления власти. В этой трактовке предмет праксеологии – человеческие группы как активно-деятельные образования, индивидуальные члены которых связаны между собой устойчивой системой практических действий и организацией; эффект действия распространяется на всю совокупность группы и направлен на цели одновременно внутреннего и внешнего характера. Прикладные аспекты праксеологии связаны с конфликтологией в условиях глобализации.