Вечерня
Вече́рня (греч. ἑσπερινός, также λυχνιϰά, λυχνιϰόν; лат. vesperae), одна из главных служб суточного богослужебного круга в христианской церкви. Совершается ежедневно около 9-го часа дня, считая от восхода солнца (примерно во время заката). На Востоке вечерня открывает собой новый литургический день (в западной традиции так бывает лишь накануне праздников, тогда как будничная вечерня относится ко дню уходящему).
Символически христианская вечерня соответствует вечернему жертвоприношению в ветхозаветном храме (Исх. 29:38–41), включавшему в себя, кроме принесения в жертву животных, воскурение фимиама (Исх. 30:1, 7–8) и возжжение светильников (Исх. 27:20–21; Лев. 24:2–3). Идея того, что вечерняя молитва может заменить собой жертву, появилась уже у ветхозаветных пророков и в книгах Премудрости (например, Пс. 140:1–2; этот псалом, нередко вместе с обрядами каждения и возжжения светильников, вошёл впоследствии в состав вечерни в большинстве христианских традиций).
В православной церкви ныне повсеместно принят порядок вечерни, содержащийся в доиконоборческом палестинском Часослове, в свою очередь основанном на иерусалимской традиции 4 в. Главные составные части вечерни: «Приидите, поклонимся» и предначинательный псалом (Пс. 103); кафизма Псалтири (по будням, как правило, 18-я); псалмы «Господи, воззвах» (Пс. 140, 141, 129, 116) со стихирами (в это время совершается каждение); вечерний гимн «Свете тихий»; прокимен или аллилуиарий; молитва «Сподоби, Господи»; стиховные стихиры; песнь праведного Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши»; тропарь; также ряд священнических молитв и диаконских ектений, читаемых в различных местах службы. Изменяемые песнопения (стихиры, тропарь) окончательно заняли своё нынешнее положение в составе вечерни около 8 в.; тогда же или несколько ранее в чин вечерни был включён и псалом 103 (в чине пасхальной вечерни он доныне отсутствует); ектении и священнические молитвы вошли в состав чина вечерни, имеющего палестинское происхождение, из константинопольской традиции.
Вечером под праздники состав вечерни несколько меняется – в качестве кафизмы исполняется полностью или частично кафизма 1-я («Блажен муж»); после «Свете тихий» совершается торжественный вход духовенства в алтарь; могут читаться паремии – ветхозаветные (иногда апостольские) чтения; меняется порядок ектений. Если вечерня совершается в составе всенощного бдения, она начинается с дополнительного каждения храма (до и во время исполнения Пс. 103), а в её чин дополнительно должны входить лития (исхождение в притвор) и благословение хлебов. Особый чин имеют вечерни в период Великого поста и на Пасху. В некоторые дни вечерня соединяется с литургией.
Во время православной вечерни песнопения могут исполняться как различными древними распевами (древнерусским, византийским, грузинским), так и согласно широко распространённому русскому синодальному обиходу или же в изложении композиторов Новейшего времени. Наиболее авторитетное толкование символизма православной вечерни содержится в сочинении блаженного Симеона Солунского «О божественной молитве».
Вечерня по римскому обряду состоит из одного или нескольких антифонов с псалмами, гимна, одного или нескольких псалмов или библейской песни, краткого чтения, песни Божией Матери (магнификат) с антифоном и нескольких молитв. Начиная с 13 в. стали практиковаться многоголосные обработки отдельных частей вечерни, особенно магнификата (например, у Г. Дюфаи) и гимнов, с участием вокального ансамбля, органа, позднее хора и оркестра. Как концертное (не литургическое) произведение вечерня оформилась в эпоху позднего Возрождения и барокко. Высокохудожественные и технически совершенные образцы вечерни создали К. Монтеверди, Г. И. Ф. Бибер, В. А. Моцарт.