Эзоп
Эзо́п (Αἴσωπος) (7–6 вв. до н. э.), легендарный древнегреческий баснописец.
Существование Эзопа до 16 в. не ставилось под сомнение; современная исследовательская традиция предполагает наличие нескольких прототипов Эзопа, в том числе на Древнем Востоке (его имя может быть передачей имени библейского персонажа Иосифа, в истории которого есть ряд параллелей с событиями жизни Эзопа).
Греческая легенда об Эзопе, вероятно, сложилась на о. Самос. Согласно Геродоту, он был рабом на Самосе, где его убили дельфийцы, за что через поколение внук его хозяина получил выкуп. Детали устного предания об Эзопе встречаются у многих авторов; в частности, Аристофан [«Осы» («Σφῆϰες», 422)] сообщает о золотой чаше, подброшенной Эзопу с целью обвинить его в краже; другие комедиографы упоминают, что Эзоп помогал грекам при сражении при Фермопилах, Плутарх включал его в число семи мудрецов. В греческом романе «Жизнеописание Эзопа» («Βίος Αἰσώπου», сохранился в 2 версиях) он предстаёт в образе уродливого немого раба-фригийца, который получил за своё благочестие дар речи и талант баснописца; купленный философом Ксанфом, он демонстрировал перед его учениками своё умственное и нравственное превосходство. Получив свободу, Эзоп поступил на службу к царю Вавилона, перед которым был оклеветан и чудом избежал гибели. Убит дельфийцами после того, как обвинил их в рабском происхождении и алчности.
Басни Эзопа [каноническим считается сборник, подготовленный американским исследователем Э. Перри (1892–1968) в 1952, в который включены 584 текста] написаны прозой; их героями обычно являются говорящие животные, реже – люди. Басни, вероятно, принадлежат разным авторам и изначально представляли собой фиксацию устных рассказов, которые складывались в постоянно пополняемый сборник. Главный герой книги «Жизнь Аполлония Тианского» («Τὰ εἰς τὸν Τυανέα ’Απολλώνιον») Филострата Флавия утверждал, что басни Эзопа, будучи неправдоподобными по сюжетам, правдивы и поучительны, т. е. подобны притче или аллегории. Деметрий Фалерский собрал басни Эзопа в 10 книгах (утрачены); в начале 2 в. Бабрий переложил оригинальные греческие тексты холиямбами, затем они вошли в сборник басен Максима Плануда, который также на основе «Жизнеописания» составил книгу «Жизнь Эзопа». Федр переложил ряд басен Эзопа на латинский язык (ямбом), вероятно, добавив собственные сочинения; Авиан (4 в.) переложил 42 басни на латынь элегическим дистихом.
Басни переводились на разные языки, на их основе создавались пьесы, фильмы; существует большое количество иллюстраций к ним; многие высказывания из басен стали поговорками. Первые переводы на русский язык относятся к 18 в. На западноевропейскую культуру значительное влияние оказали переложения, созданные Ж. де Лафонтеном и Г. Э. Лессингом, на русскую – И. А. Крыловым.