Шпрух
Шпрух (нем. Spruch – изречение), жанр средневерхненемецкой дидактической поэзии.
Возник в Германии в конце 12 в. и сразу разделился на две разновидности – дидактический (нем. Sprechspruch, также Reimspruch – рифмованный шпрух) и лирический шпрух (Sangspruch, реже Singspruch), который с середины 13 в. стал одним из жанров миннезанга. Родоначальники – Старший и Младший Сперфогели (Шперфогели) (12–13 вв.), Готфрид Страсбургский и Вальтер фон дер Фогельвейде. Зародившись в Южной Германии, традиция написания шпруха постепенно распространилась и в других германских землях.
В 1-й половине 13 в. шпрух тяготел к пародийной тематике, был близок поэзии вагантов и шпильманов. С середины 13 в. дидактическая составляющая, присущая обоим видам шпруха, вышла на первый план.
Дидактический шпрух
В дидактическом шпрухе не было деления на строфы. Для него характерен т. н. говорной стих (Sprechvers), как правило 4-стопный, с произвольным числом безударных слогов и с парной, довольно примитивной рифмовкой.
Содержание представляет собой светское или религиозное нравоучение. Основные темы, критически осмысленные, – политика, религия, человеческие недостатки и пороки общества. Дидактическому шпруху присуща особая стилистика (аллегории, повторы, параллелизмы и антитезы), сближающая этот жанр с пословицей. Наиболее значительные авторы дидактических шпрухов: Фрейданк (13 в.), Петер Зухенвирт и Генрих Тейхнер (14 в.).
Лирический шпрух
Лирическим шпрухам присущи строфическая форма, которая развивалась от однострофной к многострофной, и 4-стопный стих. Схемы рифмовки разнообразнее, чем в дидактическом шпрухе (в процессе развития жанра стали использоваться перекрёстная и кольцевая рифмы), однако в целом довлеет парная рифмовка. Мужская рифма встречается чаще, чем женская; преобладает точная рифма.
Лирические шпрухи, в отличие от дидактических, создавались и пелись на определённую мелодию, или «тон» (отсюда их название Sangspruch, Singspruch). Как и в других жанрах миннезанга, несколько лирических шпрухов зачастую сочинялись в рамках одной и той же мелодической модели (принцип контрафактуры), однако ранний шпрух отличался от жанра любовной песни (нем. Minnelied) тем, что музыка в шпрухе охватывала текстовую строфу целиком, тогда как любовная песня исполнялась в форме бар. Также из соображений удобства создавались варианты одного и того же текста с добавлением, опущением или заменой ряда элементов содержания (имена, события).
Тематический спектр лирических шпрухов шире, чем у дидактических, и включает в себя, помимо политической, религиозной и морально-этической проблематики, также размышления о космологии, природе, рефлексию и критику искусства, полемику с собратьями по перу. Трактовка тем должна была выражать общественное мнение, соответствовать представлениям аудитории – придворной публики. Нередки в шпрухах и жалобы на удел странствующего поэта, на его бедность и невзгоды.
Наиболее известные сочинители лирических шпрухов в 12–14 вв.: Вальтер фон дер Фогельвейде, Марнер, Конрад фон Вюрцбург, Рейнмар фон Цветер, Фрауэнлоб.
Лирические шпрухи отличает высокий уровень самореференции и аллюзивности, что отражается, помимо прочего, в использовании цитат, неологизмов, завуалированных намёков на коллег по поэтическому цеху, современников, значимые исторические события. Другая важная особенность лирических шпрухов – частое обращение к теме власти, похвала покровителю автора. Нередко оценка политических событий в шпрухах одного и того же исполнителя менялась в зависимости от того, какому сеньору он служил. Так, Вальтер фон дер Фогельвейде в 1198 г. пропагандировал коронование Филиппа Швабского из династии Гогенштауфенов, затем перешёл на сторону его врага Оттона IV из династии Вельфов, а после поражения последнего в 1214 г. – снова к Гогенштауфенам, восхваляя уже Фридриха II Штауфена.
Традиция лирического шпруха нередко рассматривается как переходный этап от миннезанга к мейстерзангу. В частности, шванки и фастнахтшпили Ганса Сакса обладают чертами шпруха как тематически, так и в формальном отношении: Ганс Сакс использовал книттельферз – 8- или 9-сложный размер с четырьмя ударениями и парной рифмовкой.
Продолжение традиции в литературе и культуре Нового и Новейшего времени
К книттельферзу обращался И. В. Гёте в «Книге изречений» из «Западно-восточного дивана» («West-östlicher Divan», 1819) и книге афоризмов «Кроткие ксении» («Zahme Xenien», 1820). Спектр тем в гётевской стихотворной афористике, следующей немецким образцам, также близок к дидактическим шпрухам, однако дидактизм здесь иронически обыгрывался.
Во 2-й половине 19 в. влияние шпруха прослеживается в поэзии К. Ф. Хеббеля и Э. Мёрике. В 20 в. вместе со спадом интереса к дидактической поэзии пародийная, игровая тенденция в стихотворной немецкой афористике усилилась – например, в сборнике «Для современников» («Für Zeitgenossen») О. Рота (1895–1976). Отголоски жанровых особенностей шпруха встречаются в поэзии российских немцев – «Шпрухи к размышлению» («Sprüche zum Nachdenken») Э. Катценштайна.
Шпрух повлиял на массовую немецкую культуру, в частности на практикующиеся поныне хаусшпрухи – рифмованные изречения, объявления или правила (изначально размещались на фасадах фахверковых домов, впоследствии и на табличках внутри помещений, на предметах быта).