Меланхтон Филипп
Меланхто́н Фи́липп (Philipp Melanchthon, от греч. μελάγχθων – чёрная земля; настоящая фамилия – Шварцердт, Schwartzerdt) (16.2.1497, Бреттен, Пфальц, ныне земля Баден-Вюртемберг – 19.4.1560, Виттенберг, курфюршество Саксония, ныне земля Саксония-Анхальт), немецкий гуманист, протестантский богослов, один из основателей лютеранства, реформатор высшего образования в Германии.
Родился в семье оружейного мастера, по материнской линии – внучатый племянник И. Рейхлина. Учился в Гейдельбергском (1509–1512) и Тюбингенском (1512–1518) университетах, получил степень магистра искусств (1514). С августа 1518 г. профессор Виттенбергского университета, преподавал греческий язык, позднее – богословие, риторику, юриспруденцию, медицину и другие дисциплины. В Виттенберге Меланхтон познакомился с М. Лютером и стал его ближайшим соратником по осуществлению церковной реформы. Несмотря на то что Меланхтон был светским гуманистом и не имел церковного сана, он положил начало формированию лютеранской догматики, издав в 1521 г. «Общие принципы теологии» («Loci communes rerum theologicarum»). Он основной автор главного вероисповедного документа лютеран – Аугсбургского исповедания, возглавлял реформаторскую партию на Аугсбургском рейхстаге 1530 г. В ответ на критику католического богослова И. Экка Меланхтон написал «Апологию Аугсбургского исповедания» (1531), которая, как и само Аугсбургское исповедание, вошла в состав Книги Согласия (впервые издана в 1580) – сборника главных вероучительных документов лютеранства. Особое значение имела ст. 4 «Апологии...», где впервые было изложено учение об оправдании христианина перед Богом только заслугами Христа через веру в Него как Искупителя. В поздних трудах Меланхтона появились элементы синергизма (представления о соучастии человеческой воли в деле спасения), нехарактерные для богословия Лютера и ортодоксального лютеранства.
Меланхтон резко негативно относился к радикальным течениям в Реформации (иконоборчеству А. Карлштадта, пантеизму Т. Мюнцера, цвинглианству, анабаптизму), однако был готов пойти на компромисс по отношению к кальвинизму и католицизму. В 1540 г. Меланхтон составил изменённую редакцию Аугсбургского исповедания (т. н. Variata), где было изложено близкое кальвинистскому понимание таинства евхаристии; под ней подписался, в знак согласия, Ж. Кальвин. После смерти М. Лютера (1546) и поражения лютеран в Шмалькальденской войне (1547), оказавшись неформальным главой лютеран, Меланхтон счёл возможными уступки католикам «в вещах безразличных», т. е. не предписанных, но и не запрещённых Библией, составил компромиссный Аугсбургский интерим (т. е. Аугсбургское временное постановление, 1548). После отмены интерима (1555) до конца жизни Меланхтон подвергался нападкам со стороны непримиримых лютеран (т. н. гнесио-лютеране). Стремясь установить контакты с православными церквами, в 1559 г. Меланхтон послал патриарху Константинопольскому Иоасафу II греческий перевод Аугсбурского исповедания. Похоронен в Замковой церкви Виттенберга рядом с Лютером.
Меланхтон разработал систему обучения, проникнутую идеями гуманизма. Для осуществления своих педагогических идей предложил латинскую школу как единый тип общеобразовательного учебного заведения для всех германских земель, где победила Реформация. Планировал также создание «высших школ» (гимназий), образцом которых стала школа в Нюрнберге (1526). Составил пособие по греческой грамматике (1518; к середине 17 в. выдержало свыше 40 изданий), хрестоматию «Наставление юношеству в греческой литературе» (1525), учебники по многим предметам. Инициатор издания первого государственного школьного устава для латинских школ Саксонии, положившего начало школьному законодательству. По проектам Меланхтона с середины 1530-х гг. стало перестраиваться преподавание во многих университетах Германии (Виттенбергском, Лейпцигском, Тюбингенском, Гейдельбергском и др.), открыты протестантские университеты в Марбурге, в Кёнигсберге. За многолетнюю педагогическую деятельность Меланхтона назвали «наставником Германии» (лат. Praeceptor Germaniae).