Богослужение
Богослуже́ние, одно из самых значимых проявлений человеческой религиозности; совокупность особых действий и ритуалов, сопровождаемых молитвенными текстами, цель которых – достижение связи (лат. religio) с Богом и Божественным.
Богослужение – обязательная составляющая всех религий; принимает различные формы в зависимости от системы верований, свойственных той или иной конфессии, и от культурной среды, в которой она пребывает. Общие признаки богослужения: ритуальные формы, заключённые в богослужении, считаются установленными Богом или избранными им людьми; порядок богослужения строго регламентирован и консервативен (вплоть до объявления неизменности не только обрядов и текстов, но и языка). Место и время совершения богослужения считаются священными, поэтому богослужение проходит в специально отведённых местах. Приходящий в такое место человек считается гостем Бога.
Вовлечённость человека в природные процессы, протекающие во времени циклически (смена времён года и т. д.), привела к установлению системы праздников, постов и т. д., соотнесению богослужения с определёнными часами суток и днями недели. Общинный характер богослужения во многих культурах выражается в форме общей трапезы. Особая роль в богослужении отводится слову, определённым формам текста (молитва, гимн, благословение и т. д.). Богослужебные традиции, практиковавшиеся человечеством, чрезвычайно разнообразны с обрядовой точки зрения.
Богослужение в Ветхом Завете
В ветхозаветной традиции основной идеей, пронизывающей все представления о богослужении, является идея жертвы: жертву приносят праотцы; ею скрепляется Завет Бога – сначала с Ноем, затем с Авраамом и, наконец, с народом Израиля; принесение жертвы становится главным священнодействием храмового богослужения. В эпоху праотцов и патриархов проведение богослужения было возложено на главу семьи, которая одновременно была и общиной верующих; начиная с Авраама, знаком вступления в общину становится обрезание. После Исхода израильского народа из Египта и последовавшего за этим заключения Завета между Богом и Его народом главной идеей богослужения становится постоянное стремление к укреплению Завета и тем самым его актуализация. Богослужение приобретает сложные ритуализированные формы: вводится система ежедневных, ежесубботних, ежемесячных, праздничных и частных жертвоприношений; появляется сложная система ритуальных запретов; устанавливается левитское (наследственное) священство; возникает система праздников (Пасха, Кущи, День Искупления и др.). Местом совершения богослужения становится скиния, присутствие в которой Ковчега Завета символически выражает присутствие Бога среди Его народа. В эпоху израильских царей основным центром богослужения становится Иерусалим. В период Вавилонского плена в силу невозможности совершать богослужения в Иерусалимском храме развитие получают идеи о том, что подлинная молитва может заменить собой сложную систему ритуалов и что страдания избранного народа – это и есть истинная жертва, приносимая Богу. В практике богослужения в иудейских общинах Палестины и «среды рассеяния» эпохи Второго храма возникает традиция собраний для совместной молитвы в молитвенных домах (синагогах), при этом неотъемлемым элементом богослужения становится чтение Пятикнижия.
Богослужение в иудаизме
После разрушения Иерусалимского храма в 70 г. ветхозаветное храмовое богослужение исчезло, и его место в среде иудеев заняло синагогальное. Невозможность исполнить богослужебные предписания Закона Моисеева и одновременно вера в их необходимость породили практику ежедневного прочтения верующими иудеями описаний храмового богослужения, что, как считалось, заменяет реальное его совершение. Сложилась целая система общественных и частных молитв. Основными молитвами иудаизма являются чтение Шма (евр. – слушай) – вероисповедного текста из книги Второзакония, и Шмонэ-Эсре (евр. – восемнадцать [благословений]), или Амида (евр. – стояние). С конца 2 в. порядок, тексты молитв и песнопений синагогального богослужения были постепенно зафиксированы и к эпохе Средневековья приняли близкий к настоящему вид. Тем не менее первые письменные сборники молитв известны только с 9–10 вв. К этому времени сложились чинопоследования основных праздников (в том числе пасхальная Агада и др.) и система чтений Священного Писания. В основных центрах рассеяния, Палестине и Вавилонии, возникли два основных обряда иудейского богослужения – ашкеназийский (распространившийся впоследствии в германских землях, для него характерно использование текстов на языке идиш) и сефардский (принятый у евреев, живущих в Испании, Северной Африке и Йемене).
Богослужение в христианстве
Согласно учению Церкви, богослужение является средством, ведущим к подлинному обожению человека. Ключевой идеей христианского богослужения является жертва, принесённая на кресте Иисусом Христом. Местом пребывания этой жертвы служит основанная им Церковь, а через участие в богослужении члены Церкви могут мистически приобщиться к принесённой Христом жертве. Христианское богослужение – продолжение и восполнение ветхозаветного.
Основная отличительная черта христианского богослужения – совершение таинств, величайшее из которых – Евхаристия, установленная Иисусом Христом во время Тайной вечери. Принимая в Евхаристии под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы, верующие приобщаются к спасительным плодам его жертвы и наследуют жизнь вечную. Другие важнейшие таинства: крещение и миропомазание, вводящие человека в Церковь и открывающие ему доступ к евхаристии; покаяние и елеосвящение, восстанавливающие возможность евхаристического общения для человека, впавшего в духовную или телесную немощь; священство и брак, поставляющие человека на определённое служение церкви. Все христиане в крещении получают дар Святого Духа и возможность богообщения, составляя, т. о., «царственное» священство. Существование иерархического (служебного) священства вызвано тем, что спасение осуществляется не частным образом, а через Церковь, земная жизнь которой должна быть упорядочена. Кроме таинств, в церкви совершаются службы (молитвы, песнопения и обряды), установленные в определённое время суток, а также в определённые дни недели и года.
Богослужение ранней церкви во многом было связано с синагогальным (чтение книг Ветхого Завета, структура молитв, пение псалмов и библейских песней, празднование Пасхи и др.). Древнейшие христианские тексты (Новый Завет, Дидахэ и др.) свидетельствуют о регулярном совершении таинств Евхаристии и крещения (епископами, пресвитерами). К 1 в. относятся установление постов (среды, пятницы, предкрещального), празднование воскресного дня, начало формирования суточного круга служб, появление церковной гимнографии. Во 2 в. церковные службы состояли из чтения Священного Писания (или совершения крещения), проповеди, общих молитв о разных нуждах, принесения к предстоятелю хлеба и вина, чтения предстоятелем евхаристической молитвы, преломления и раздаяния Даров, причащения Крови и Тела Христовых. Эта структура с некоторыми изменениями вплоть до настоящего времени лежит в основе чина Евхаристии во всех христианских традициях. На 1-м Вселенском соборе (325) установлена единая дата празднования Пасхи. В 4 в. повсеместной стала практика соблюдения Великого поста, начала складываться система праздников и чтений Священного Писания. С принятием христианства в качестве государственной религии в Римской империи резко возрастает численность христиан и появляются крупные церковные центры, во многом совпадающие с административными. Со временем на этой основе формируются литургические «семьи» богослужебных систем (обрядов). Богослужение каждого обряда состоит из одних и тех же главных компонентов (чины Евхаристии и таинств, система служб суточного круга, круги праздников, лекционарная система, корпус гимнографических сочинений), но различается в их конкретном оформлении (используются разные евхаристические молитвы – анафоры, гимнография; церковные календари включают в себя разные циклы памятей; неодинаково распределение библейских чтений по дням года и т. д.). На Востоке важнейшими были обряды александрийский (египетский), восточно-сирийский (обряд христиан Персии), группа близких друг к другу обрядов Западной Сирии, Малой Азии и Армении, а также обряды Иерусалима и Константинополя. На Западе основными обрядами были, с одной стороны, галльский и близкие к нему испано-мосарабский и кельтский (островной), с другой – римский (к нему был, вероятно, близок обряд Северной Африки); в крупных городах существовали свои местные обрядовые традиции (например, амвросианский обряд в Милане). На формирование местных обрядов большое влияние оказал перевод богослужения с греческого на другие языки.
Наследование ранней церковью римских античных архитектурных памятников обусловило дальнейшее развитие церковной архитектуры и отдельных элементов храмового пространства (алтаря, амвона и др.). На развитие христианского богослужения, особенно на Востоке, огромное влияние оказало монашество, более всего в эпоху иконоборчества (8–9 вв.). В 7–9 вв. наблюдается расцвет церковной гимнографии, появляются новые жанры (канон).
После 9 в. богослужебный обряд монастырей Константинополя, вобравший в себя литургические традиции Иерусалима и Константинополя более ранней эпохи, приобрёл почти современный вид и стал нормативным для всего православного Востока. Повсеместное распространение получили монастырские Типиконы (книги, упорядочивающие уставной порядок богослужения), в частности Студийский (9–12 вв.) и Иерусалимский (с 13 в., на Руси – с начала 15 в.) уставы. При этом в главном патриаршем храме Константинополя – храме Святой Софии – до 1204 г. богослужение продолжало совершаться по т. н. Типикону Великой церкви, отражающему практику кафедрального богослужения.
В корпус православных богослужебных книг входят:
книги литургических чтений – Евангелие, Апостол, Профитологий (или Паремийник, выборка читаемых за праздничным богослужением текстов Ветхого Завета), Псалтирь, сборники святоотеческих и агиографических текстов;
Евхологий (в славянской традиции разделяется на Служебник, Требник, Чиновник архиерейский), содержит тексты литургий, священнические молитвы и ектении служб суточного круга, чины таинств и других последований;
гимнографические книги, содержащие песнопения: годового подвижного круга (Триодь Постная и Цветная), годовых неподвижных праздников (12 служебных Миней), седмичного цикла (Октоих); гимнографические книги дополняются различными певческими сборниками (Ирмологий или вышедшие из употребления Стихирарь и Кондакарь и прочие);
Часослов, содержащий последования служб суточного круга;
Типикон, регламентирующий употребление гимнографических книг, книг литургических чтений и Часослова.
На славянские языки эти книги переводились с греческого неоднократно, но последняя их колляция (сверка с греческим оригиналом) на Руси, начатая царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном в середине 17 в., привела к расколу и появлению не признавшего её старообрядчества. В целом богослужение православной церкви, хотя и претерпевает с течением времени некоторые изменения, доныне сохраняет те формы, какие установились в Византии уже в послеиконоборческую эпоху.
На Западе, благодаря росту папской власти, огромное влияние приобрела римская традиция. В конце 8 в. римский обряд был введён на территории Франкского государства, а с 11 в. – на отвоёванных у арабов землях Испании, заменив соответственно галльский и испано-мосарабский обряды. Основными литургическими книгами были Лекционарий (книга библейских чтений, разделяемая иногда на Евангелие и Апостол), Сакраментарий (книга, содержащая чины мессы, таинств, разные священнические молитвы), Антифонарий (книга песнопений) и сборники уставных указаний (лат. ordines). По мере распространения в Европе богослужение римского обряда испытало влияние местных традиций, прежде всего во франкских и германских землях – до 13 в. на местах сохранялись значительные различия в богослужебных книгах. Их унификация и пересмотр начались при папах Иннокентии III и Гонории III. Огромное влияние на этот процесс оказало появление новых монашеских орденов, в частности францисканцев. В результате к концу 13 в. в Римской курии сложился нормативный по форме и содержанию набор литургических книг, на основе которых впоследствии были подготовлены первопечатные издания. Все тексты (молитвы, чтения и песнопения), необходимые для совершения мессы, были собраны в Миссале; тексты служб суточного круга были собраны в Бревиарии (ежедневное чтение которого стало прямой обязанностью каждого священника); сохранялись отдельные певческие книги (Градуал, Антифонарий) и книги для епископов (Ритуал, Бенедикционал). В ходе Реформации в 16 в. престиж папской власти был поколеблен. Однако решения Тридентского собора (1545–1563) законсервировали римскую традицию, которая с этого момента просуществовала без серьёзных изменений до начала 20 в.
В протестантской среде началось развитие богослужения на национальных языках. Пересмотр М. Лютером и другими реформаторами католического учения о таинствах, прежде всего о евхаристической жертве, и движение за очищение богослужения от «идолопоклонства» привели к тому, что значение культовой стороны богослужения в протестантских общинах стало снижаться. В частности, кальвинисты не признавали реального присутствия Христа в Святых Дарах; появилось течение анабаптистов, отвергавшее крещение младенцев и т. п. В целом из всех таинств протестанты признали только два – крещение и Евхаристию (трапезу Господню). Были упрощены церковные облачения, убранство храмов, музыка, отменены посты и т. д. Основная роль в богослужении стала отводиться чтению Священного Писания и проповеди.
В 20 в. в католической церкви и во многих протестантских конгрегациях началось движение за литургическое возрождение. Второй Ватиканский собор (1962–1965) узаконил для католиков богослужение на национальных языках и дал толчок к пересмотру литургических книг и служб. Некоторые протестантские деноминации ввели женское духовенство, благословление однополых браков и т. д. В новых религиозных движениях богослужение часто сводится к достижению экстатических состояний.
Богослужение в исламе
Богослужение в исламе совершается в соборной мечети (джами) во время еженедельной полуденной пятничной молитвы, по праздникам (в основном на Курбан-байрам и Ураза-байрам), а также по особым поводам (при затмениях, засухе и пр.). Его формы и элементы довольно однообразны при всех частных различиях, существующих между разными толками мусульман. Главное различие в обрядах и текстах богослужения до сих пор имеется между мусульманами-суннитами и разными течениями умеренных и крайних шиитов. В целом форма богослужения сложилась в исламе в мединский период деятельности пророка Мухаммеда и при первых халифах 2-й трети 7 – начала 8 вв. Богослужение включает в себя, прежде всего, чтение имамом пятничной проповеди (хутба), вместе с которой совершается коллективная молитва (салат, намаз). Хутба читается с возвышения, которое устраивается в мечети справа от указывающей на Каабу ниши (кибла) и называется «минбар». Следуя указаниям шариата, богослужение, для совершения которого обязаны собраться все совершеннолетние мужчины мусульманской общины (джамаат), проводится в полдень. Особенности мусульманского богослужения также определяются отсутствием в исламе таинств и Церкви (в смысле не только церковной иерархии, но и «храма»). Мечеть в исламе понимается просто как молельный дом.
Богослужение в буддизме
В буддизме богослужение фокусируется не на празднестве, а на медитации и изучении сутр. В дзен-буддизме эти духовные занятия часто сопровождаются медитацией на коанах – коротких, лаконичных и часто противоречивых высказываниях, которые помогают верующему расколоть скорлупу обычного сознания, с тем чтобы достичь состояния сатори, или «пробуждения». В буддизме существуют обряды посвящения, принятия обетов, покаяния, защиты и очищения, а также практика регулярного чтения славословий (вяндима) Будде Шакьямуни, дхарме и сангхе. Подобно индуистам, буддисты совершают пуджу (подношение) Будде. Кроме того, на протяжении истории буддизм впитал в себя элементы местных культов. Поэтому для некоторых течений буддизма характерно использование приёмов симпатической магии, почитание духов и т. п.