Номинализм
Номинали́зм (от лат. nomen, род. падеж nominis – имя, наименование), философское учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (общих понятий), т. е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. В Средние века номинализм был одним из течений схоластики, возникшим в ходе спора с реализмом об универсалиях. Однако основной тезис номинализма сформулирован ещё древнегреческими философами – киником Антисфеном и стоиками, которые критиковали теорию идей Платона; идеи, утверждали они, не имеют реального существования и находятся только в уме. Проблему природы общих понятий отчётливо сформулировал Порфирий во введении к комментарию на «Категории» Аристотеля. Номиналистические взгляды высказывали Марциан Капелла (5 в.) и Беренгар Турский (11 в.), но самостоятельным течением номинализм становится после его обоснования И. Росцелином, который утверждал, что действительным существованием обладают лишь единичные вещи, а универсалии – это имена (лат. nomina) вещей, существующие только как «колебания голоса» (лат. flatus vocis). Крайний номинализм Росцелина вызвал критику как со стороны схоластических «реалистов» (Ансельм Кентерберийский), так и со стороны умеренных номиналистов. Номинализм вступил в противоречие с догматами о таинстве причащения (у Беренгара Турского) и о нераздельности Троицы (у Росцелина); Церковь осудила учение Росцелина на Суассонском соборе (1092).
Свой расцвет средневековый номинализм переживает в 14 в. У. Оккам, используя некоторые идеи Ионна Дунса Скота, утверждал, что предметом познания могут быть только единичные индивидуальности. Интуитивное познание фиксирует их реальное бытие, а абстрактное познание выясняет отношение между терминами, выступающими в роли понятий о предметах. Поздний номинализм оказал влияние на развитие средневекового естествознания и логики и внёс существенный вклад в разработку теории «двойственной истины» (Николай из Отрекура, связавший номинализм с атомизмом; Николай Орем, Ж. Буридан и др.).
В философии 17 в. номинализм Т. Гоббса и Дж. Локка был направлен на построение теории познания, не связанной со схоластической традицией гипостазирования общих понятий. К аргументам номинализма обращались французские материалисты 18 в. Дж. Беркли и Д. Юм использовали номиналистическую критику онтологизации универсалий для отрицания объективности общего – понятий причинности и субстанции.
В 20 в. в связи с обнаружением парадоксов в теории множеств Г. Кантора и логической системе Г. Фреге были сделаны попытки номиналистического обоснования математики и логики. Выразителями этого подхода стали прежде всего представители львовско-варшавской школы С. Лесьневский (трёхчастная логическая теория), Т. Котарбиньский (программа «реизма») и другие, а также американские логики У. Куайн и Г. Н. Гудмен, совместная статья которых «На пути к конструктивному номинализму» (1947) инициировала дискуссию о номинализме в англо-американской аналитической философии. Отвергая онтологизацию любых абстрактных математических и логических объектов (множеств, классов, чисел, суждений, отношений и т. п.) и признавая реально существующими только конкретные предметы, сторонники этого подхода предложили для устранения парадоксов истолковывать абстракции как символические записи и использовать такие формально-логические языки, в которых в качестве значений квантифицируемых (связанных) переменных допускаются только конкретные предметы. Реализация номиналистической программы оказалась сопряжённой с большими трудностями, и в дальнейшем Куайн, в частности, отказался от неё, признав невозможность элиминировать из научных теорий такие абстрактные объекты, как, например, множества.