Латинские школы
Лати́нские шко́лы, учебные заведения начальные или повышенного типа с обучением на латинском языке. Возникли в Западной Европе в период раннего Средневековья и преобладали до 13 в., когда появились городские школы с родным языком обучения. Преподавание на латинском языке велось в церковных школах (монастырских, соборных, приходских), коллегиях, некоторых городских школах (цеховых, гильдейских), университетах. В зависимости от типа школы и уровня образования в латинских школах преподавались: чтение, письмо, латинская грамматика, богослужебное пение; полный цикл тривиума (грамматика, диалектика, риторика), реже – полный цикл семи свободных искусств. Так как элементарные латинские школы были большей частью бесплатными, доступ к основам грамотности имели практически все городские сословия, а во многих местностях и крестьянские дети. В период Реформации возросла роль латинских школ как среднего звена в образовании, подготовительного этапа к поступлению в университет (в Германии получили название «учёные школы»). В их задачи входило элементарное образование, религиозное воспитание, обучение свободному владению латынью (в устной и письменной формах) как языком учёного сословия. Чтение небольшого круга латинских авторов рассматривалось как средство обучения грамоте. В небольшом объёме преподавались также реальные предметы, в некоторых типах школ – греческий язык. В 16–18 вв. на основе латинских школ создавались средние учебные заведения, дававшие классическое образование, – гимназии или педагогиумы.