Кальвин Жан
Кальви́н Жан (Jean Calvin, от лат. Ioannes Calvinus; имя при рождении Jean Cauvin, Жан Ковен) (10.7.1509, Нуайон, провинция Пикардия, Франция – 27.5.1564, Женева), французский и швейцарский богослов, деятель Реформации, основатель одного из течений в протестантизме – кальвинизма.
Ранние годы
Родился в семье секретаря епископа. В 1523–1527 гг. учился в парижских коллежах Ла-Марш и Монтегю, первоначально готовясь к карьере священнослужителя. Позднее по настоянию отца посвятил себя занятиям юриспруденцией: с 1528 г. в университетах Орлеана и Буржа, славившихся факультетами права, проходил курс юридических и гуманитарных наук (у П. де Летуаля, А. Альциати), овладел древними языками – греческим и латинским, основательно изучил Священное Писание. Юридическое образование оказало значительное влияние на склад мышления Кальвина, выработав в нём способность развивать мысль в строгом логическом порядке. На формирование его личности повлияли также идеи гуманистов, прежде всего Эразма Роттердамского. В 1531 г. Кальвин завершил обучение, получив степень лиценциата права. В связи со смертью отца он был вынужден вернуться в Нуайон, откуда вскоре отправился в Париж, где в 1532 г. за свой счёт издал первое сочинение – комментарии на книгу Сенеки «О добродетели великодушия», свидетельствовавшие о высокой образованности Кальвина.
Участие в Реформации
Познакомившись ещё в Бурже (через немецкого гуманиста М. Вольмара) с учением М. Лютера и У. Цвингли, Кальвин постепенно стал приверженцем Реформации, однако окончательно порвал с католической церковью только в конце 1533 г., когда ему пришлось бежать из Парижа, спасаясь от преследований. В 1534 г. он отказался от своего церковного бенефиция, полученного в 1527 г. стараниями отца. Вскоре, в связи с усилившимися гонениями на протестантов, Кальвин покинул Францию и через Страсбург отправился в Базель. Там он сблизился со многими деятелями Реформации (М. Буцером, Г. Буллингером, В. Капитоном), занялся изучением древнееврейского языка, чтобы лучше понять Священное Писание, в частности Ветхий Завет. В 1536 г. в Базеле на латыни вышло первое издание его главного сочинения «Наставления в христианской вере» («Institutio Christianae religionis»). Посвятив его французскому королю Франциску I, Кальвин хотел разъяснить своё представление о христианском вероучении, с тем чтобы защитить своих единомышленников, подвергавшихся во Франции гонениям.
Весной 1536 г. Кальвин предпринял путешествие в Италию; жил при дворе Рене Французской, герцогини Феррарской (дочери французского короля Людовика XII, кузины Маргариты Наваррской). После короткой деловой поездки во Францию Кальвин остановился в Женеве; в сентябре 1536 г. был там избран пастором и, возглавив сторонников Реформации, стал энергично проповедовать собственное учение. Суровые нравственные требования Кальвина восстановили против него значительную часть женевского общества. В 1538 г. оппозиция достигла такой силы, что Кальвин был вынужден покинуть Женеву и отправиться в Базель, а затем в Страсбург, где опубликовал ряд теологических сочинений, включая существенно дополненное издание латинского текста «Наставлений в христианской вере» (1539) и его перевод на французский язык (1541). В 1540–1541 гг. по приглашению немецких теологов он участвовал в религиозных коллоквиумах в Вормсе и Ратисбонне (Регенсбург); познакомился с Ф. Меланхтоном – другом и соратником Лютера.
Религиозные преобразования Кальвина
В 1541 г. партия сторонников Кальвина взяла верх в Женеве и он смог туда вернуться. Женева стала местом, где его реформаторские взгляды нашли практическое применение. Кальвин проводил строгое различие между «видимой» и «невидимой» Церковью. «Видимая» Церковь представляет собой совокупность верующих на земле, «невидимая» – собрание избранных, известных лишь Богу. «Видимая» Церковь должна состоять из самоуправляющихся общин, руководители которых избираются и контролируются их членами.
Кальвин ввёл 4 вида церковного служения, которое осуществляли священники (совершали богослужения, проповедовали), старейшины (надзирали за чистотой веры и нравственности), доктора (преподавали теологию) и диаконы (ведали благотворительностью). Священники (пасторы) и старейшины (пресвитеры) были объединены в консисторию, которой вменялось в обязанность следить за соблюдением норм нравственности и строго карать нарушителей.
Кальвин считал необходимым сотрудничество церковных и светских властей (при условии автономии Церкви). Однако на практике в Женеве постепенно сложился режим теократического типа. На основании написанных Кальвином и принятых городским советом «Церковных установлений» («Ordonnances ecclésiastiques», 1541) магистраты взяли на себя заботу о моральном облике горожан. Город был разделён на кварталы, старейшины строго следили за посещением церковных служб, регулярно проводили проверки жилищ, предписывали обязательные правила относительно ношения одежды, поведения за столом и др. Увеселения, включая пение и танцы, азартные игры запрещались как греховные. Желая воссоздать простоту церковной обстановки и богослужения апостольских времён, Кальвин опубликовал общий «Чин церковных молитв и песнопений» («Forme des Prières et de Chantz eccle̅siastiques», 1542), в соответствии с которым упразднялись церковные таинства, кроме крещения и причащения (Вечери Господней), церковные праздники, кроме воскресного дня, из храмов удалялись церковные украшения и утварь. В богослужении главную роль приобретали молитвы и проповеди. Кальвин написал также краткий катехизис.
Неукоснительно придерживаясь избранного курса и назначая суровые наказания за отступления от чистоты вероучения, Кальвин постоянно вступал в конфликты с оппонентами. Всего за время его «правления» в Женеве за ересь было казнено более 150 человек, особенный резонанс получило сожжение в 1553 г. испанского врача М. Сервета, отрицавшего учение о Троице. В качестве наказания широко практиковалось и изгнание из Женевы. Лишь в 1555 г. сторонники Кальвина окончательно возобладали в городском совете. С этого времени ни одно важное решение не принималось без его участия или вопреки его воле, хотя формально он стал гражданином Женевы только в 1559 г.
Кальвин также занимал профессорскую кафедру теологии (с 1559) в основанной по его инициативе Академии (ныне Женевский университет). К тому времени его власть и авторитет настолько возросли, что его стали называть «женевским папой». В Женеве наблюдался приток иммигрантов со всей Европы: к 1562 г. население города выросло в два с лишним раза по сравнению с 1535 г.
В конце 1562 г. здоровье Кальвина серьёзно ухудшилось, с 1563 г. он уже больше не преподавал и не проповедовал.
Сочинения Кальвина
Кальвин написал множество сочинений: толкования и гомилии почти на все книги Священного Писания (от книги Бытия до книги Иисуса Навина, на все книги пророков, кроме глав 21–48 книги Иезекииля, и на весь Новый Завет, кроме 2-го и 3-го посланий апостола Иоанна и Откровения апостола Иоанна Богослова), теологические трактаты, полемические памфлеты антикатолической направленности (в частности, «О реликвиях», 1543), а также окончательный вариант «Наставления в христианской вере» (латинская версия опубликована в 1559, французская – в 1560).
Важнейшим вкладом Кальвина в идеи протестантизма было развитие доктрины о «двойном предопределении», присутствовавшей уже у Августина. Согласно Кальвину, спасение или осуждение определены Богом для каждой сотворённой им души ещё до рождения. Человек не способен изменить свою судьбу, спасти или погубить душу добрыми или злыми делами. В то же время человек располагает свободой относительно своего места в жизни («призвания»), на котором он полнее всего воплотит провиденциальный замысел. Чем добросовестнее человек трудится и выполняет предписанные Богом мирские обязанности, тем полнее он реализует своё «призвание». Необходимо веровать в свою избранность и молиться, готовясь смиренно принять любую волю Божию. Сомневаться в собственной избранности человек не должен, поскольку подобное беспокойство является симптомом недостатка веры. Хотя в сочинениях самого Кальвина идея «двойного предопределения» не являлась центральной, она стала доминирующей у его последователей (особенно у Т. Беза).
С догмой о «двойном предопределении» в системе взглядов Кальвина была связана и трактовка Евхаристии. Он утверждал духовный характер причастия и считал, что Божию благодать при его совершении получают только избранные, истинно верующие. Первоначально Кальвин стремился к компромиссу с трактовками Евхаристии как Лютера, так и Цвингли (трактат «О Вечере Господней», 1541), но в 1549 г. заключил по этому вопросу Цюрихское соглашение с цвинглианами, что привело к его разрыву с лютеранами.
Идеи Кальвина и созданная им в Женеве модель церковного и государственного устройства оказали также большое влияние на политическую теорию. Хотя сам Кальвин наилучшей формой правления считал аристократическую республику, сформулированный и реализованный им принцип самоуправляющихся религиозных общин, перенесённый в сферу политики, способствовал развитию теорий выборности власти и демократического республиканского устройства (в том числе в ходе Нидерландской революции 16 в., Английской революции 17 в. и Войны за независимость в Северной Америке 1775–1783). Исходя из принципа абсолютного суверенитета Бога, Кальвин признавал за подданными право на пассивное сопротивление власти, нарушающей его установления, что стало важным вкладом в развитие концепции прав человека.
Представления о важности реализации каждым человеком своего «призвания» и об успехе (в том числе и материальном) как признаке «избранности» привели к возникновению новой этики труда, которая, согласно теории М. Вебера, сыграла существенную роль в становлении капиталистических отношений.