Грех
Грех, нарушение закона Божьего (1 Ин 3:4), затемнение образа Божьего в человеке, добровольное и сознательное или принуждённое и бессознательное отступление от воли Божьей, выраженной в его заповедях, от норм бытия тварного мира, установленных Богом; ассоциируется со злом, выражением которого является, и поэтому часто обсуждается как проблема зла.
В Ветхом Завете грех обозначается категориями «промаха, совершения ошибки» (евр. חטא), «сопротивления, бунта» (פשׂע), «преступления, злодеяния» (עון). Ветхозаветная история постоянно напоминает о грехе: о его появлении, природе, проявлениях, последствиях, о «наказаниях» за грех, о борьбе с грехом. Тема греха появляется уже в начале Библии (Быт 3), при изложении обстоятельств первого совершённого человеком на земле ослушания Божьей воли и описании его последствий. Результатом этого ослушания стало нарушение единства не только между Богом и человеком, но и между самими людьми (Быт 3:8, 12; 4:8–9). В переживании этого нарушения, а также в уповании на освобождение от греха как восстановление утраченного единства между Богом и человеком проходит вся ветхозаветная история.
В Новом Завете грех обозначается категориями «промаха, преступления» (греч. ἁμαρτία), «падения» (παράπτωμα), «проступка» (παράβασις). Новозаветная история открывается пришествием в мир предсказанного ветхозаветными пророками Спасителя, именуемого в том числе «Агнцем Божиим», «Который берёт на Себя грех мира» (Ин 1:29), принося себя в жертву за человеческий род. Вместе с тем уже в евангельском повествовании самим Христом формулируется суть неразрешимого, непрощаемого греха: «…всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31–32). По мнению многих толкователей, хула на Святого Духа – это свободное, сознательное, упорное противление грешника Богу, исключающее всякую возможность покаяния. У апостола Павла проблема греха решается в контексте намечаемого им противопоставления первого Адама и «нового Адама» – Христа, в контексте тезы – антитезы «Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим 5:19; ср. также: Рим 5:21). Апостол Иоанн также разделяет все грехи на две категории: «грех к смерти» и «грех не к смерти» (1 Ин 5:16), продолжая т. о. евангельское разграничение.
В конце 4 в. в рамках преимущественно восточной аскетической традиции формируется схема 8 основных грехов, разделённых на «плотские» (чревоугодие, или сластолюбие, и блуд) и «душевные» (сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость). В целом подобное деление признаётся условным, т. к. у человека, существа свободного и сознательного, не бывает греха только плоти или только души. Напротив, необходимо осознание мерзости всякого греха.
К определению сути греха и к принципам противостояния ему обращались многие отцы Церкви. Уже «Пастырь Ермы» (до середины 2 в. н. э.), предвосхищая святоотеческую мысль, стремится проникнуть в «психологию» покаяния, подчёркивая, что его итогом становится не столько прощение греха, сколько изменение образа жизни, препятствование «частому согрешению». Для Игнатия Антиохийского противостояние греху – задача не только духовная, но и дидактическая, способствующая обращению язычников к Христу. Для Климента Александрийского грех – деструктивное, противоречащее здравому разуму и человеческой природе. Противостоять ему возможно, прежде всего борясь с привычкой к частому согрешению и лёгкому покаянию. Для Климента Александрийского характерно также введение в описание «невольного» греха субстанциальных и пенитенциальных категорий, заимствованных из ветхозаветных законов, связанных с обычным правом. Для Оригена грех – категория преимущественно этическая, описываемая как «отступление от добра» и как отсутствие труда на благо сохранения добра. Для Афанасия Великого противостояние греху имеет телеологическое значение – это противостояние необходимо для достижения и реализации высшей цели человеческого существования, созерцания в себе образа Божьего. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст также подчёркивали гибельность греха для человеческой природы, определяя его как уклонение от добра, противоречие разуму, тягчайшее наказание (Иоанн Златоуст). Для Августина проблема греха – это собственно проблема взаимоотношений между Богом и человеком. Согласно Феофану Затворнику, грех может представлять собой: 1) греховное действие; 2) страсть; 3) состояние души, внутреннее расположение.
Христианину грехи прощаются в таинстве крещения. Однако каждый христианин допускает грехи и после крещения, и они отпускаются ему в таинстве покаяния, или исповеди, называемой также отцами Церкви вторым крещением. Правом объявлять о прощении греха от имени Бога наделён священник, по словам Христа: «…что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18:18).
Иудейское и особенно христианское понимание греха оказало большое воздействие на богословие других религиозных учений, а также на европейскую этическую и философскую мысль.