Литвин Фелия Васильевна
Литви́н Фе́лия Васи́льевна (Felia Litvinne; урождённая Франсуаза-Жанна Шютц, Françoise-Jeanne Schütz, в замужестве Литвинова) [31.8(12.9).1863, по другим данным, 1860 или 1861, Санкт-Петербург – 12.10.1936, Париж], российская и французская певица (сопрано), педагог, солистка Его Императорского Величества (1903).
Биография
Родилась в музыкальной семье. Отец – Василий Шютц, обрусевший немец, потомок известных в России мебельеров и декораторов, играл на нескольких инструментах, сочинял музыку. Мать – из аристократической французской семьи, переселившейся в Канаду (среди её предков – полковник Джордж Мунро, которого Дж. Ф. Купер сделал одним из героев романа «Последний из могикан»). Сестра Селина училась игре на фортепиано в Петербургской консерватории у Т. Лешетицкого, пению – в Милане у Ф. Ламперти и в Париже у Ж. Дюпре; сестра Элен была замужем за польским басом Э. де Решке; брат Вилли стал импресарио и дирижёром.
С 5 лет посещала с родителями московский Большой театр, слышала выступления А. Патти; позднее обучалась в пансионах Италии и Франции, присутствовала на уроках пения сестры. С 15 лет занималась пением у А. Барт-Бандералли в Париже; среди её педагогов – П. Виардо. В 16 лет выступила в парижском зале «Плейель», исполнив арию Леоноры («Трубадур» Дж. Верди). На оперной сцене дебютировала в 1884 г. в парижском «Театр Итальен» в партии Амелии («Симон Бокканегра» Верди, готовила эту роль под руководством В. Мореля), затем исполнила здесь партию Эльвиры («Эрнани» Верди). После закрытия театра (1885) пела в Экс-ле-Бене (Леонора и Амелия в операх «Трубадур» и «Бал-маскарад» Верди, Лукреция Борджиа в одноимённой опере Г. Доницетти, Маргарита в опере «Фауст» Ш. Гуно, Королева в опере «Рюи Блаз» Ф. Маркетти), Бордо (Джильда в опере «Риголетто» Верди, Валентина в опере «Гугеноты» Дж. Мейербера), Женеве (здесь по приглашению Ж. Массне исполнила партию Саломеи в его опере «Иродиада»), Барселоне (Амелия в опере «Бал-маскарад», в партии Ренато – Морель; Донна Анна в опере «Дон-Жуан» В. А. Моцарта, эту партию подготовила под руководством И. Альбениса), Нью-Йорке (Леонора и Донна Анна).
В сезоне 1886/1887 выступала на сцене театра «Ла Монне». Здесь, помимо партий в итальянских и французских операх (Саломея в опере «Иродиада» Массне; Селика и Валентина в операх «Африканка» и «Гугеноты» Мейербера; Джоконда в одноимённой опере А. Понкьелли; Гертруда в «Гамлете» А. Тома, в партии Офелии – Н. Мелба), она впервые исполнила партии Брунехильды («Сигурд» Э. Рейера) и Брунгильды («Валькирия» Р. Вагнера). Впоследствии стала одной из лучших вагнеровских певиц своего времени.
Успех в театре «Ла Монне» открыл Литвин путь на крупнейшие сцены Европы. В 1888 г. она пела в Риме (театр «Костанци») и Венеции («Ла Фениче»), в 1889 г. – в Париже (Парижская опера), в 1890 г. – в Неаполе («Сан-Карло») и Милане («Ла Скала», в опере «Гамлет» Тома, среди партнёров – М. Баттистини и Э. Кальве).
С 1890 г. по приглашению Дирекции Императорских театров выступала в России. Дебютировала 8(20) октября 1890 г. на сцене московского Большого театра в партии Валентины («Гугеноты» Мейербера), выступала в партиях Селики («Африканка»), Рахили («Жидовка» Ф. Галеви), Маргариты («Фауст» Гуно), Юдифи (одноимённая опера А. Н. Серова; 1-я партия, исполненная ею на русском языке). Образ Юдифи стал одним из наиболее совершенных созданий Литвин на русской оперной сцене; эту партию она пела на протяжении многих лет вместе с Ф. И. Шаляпиным (Олоферн). В феврале – марте 1891 г. выступала в Мариинском театре, с сентября 1891 по февраль 1892 гг. солистка этого театра, пела здесь в операх «Африканка» и «Гугеноты» Мейербера, «Джоконда» Понкьелли, «Юдифь» Серова, «Русалка» А. С. Даргомыжского (Наташа; в 1909 пела в этой опере вместе с Шаляпиным в Монте-Карло). Гастролировала в Москве в составе итальянской труппы вместе с А. Мазини, А. Котоньи и др. (Театр Корша, март – апрель 1891); в одесской Итальянской опере. Позднее выступала в Мариинском театре в 1898 г. (в составе немецкой оперной труппы) с исполнением опер Р. Вагнера «Валькирия» и «Зигфрид» (Брунгильда), «Тристан и Изольда» (Изольда), «Лоэнгрин» (Эльза); в 1899–1904, 1909, 1912 гг. – в операх Вагнера «Тристан и Изольда», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» (Брунгильда), «Аида» Дж. Верди (заглавная партия), «Юдифь» Серова, «Гугеноты» Мейербера, «Фауст» Гуно. По приглашению С. П. Дягилева участвовала в Русских исторических концертах (1907) и Русских сезонах (1909), где её партнёром был Шаляпин. В 1908 г. совершила гастрольную поездку по городам Российской империи (Москва, Киев, Харьков, Одесса).
В 1892 г. пела в Мадриде, в 1895 г. – в Марселе («Аида», «Фауст», «Гугеноты», «Африканка», «Лоэнгрин» Вагнера), позднее – в Милане (театр «Ла Скала»; Екатерина Арагонская в опере «Генрих VIII», Далила в опере «Самсон и Далила» К. Сен-Санса; последняя – в присутствии автора), Монте-Карло («Гугеноты», на её спектакле здесь присутствовала А. Патти). В 1896–1897 гг. выступала в театре «Метрополитен-опера» (дебютировала в роли Валентины в опере «Гугеноты»), исполнила здесь в том числе партии Брунгильды и Изольды («Зигфрид», «Тристан и Изольда» Вагнера, в роли Тристана – Я. Решке), Шимены («Сид» Ж. Массне), затем совершила турне по городам США. В 1899 г. дебютировала в театре «Ковент-Гарден» в партии Изольды (в 1905 впервые выступила здесь в полном цикле тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнера). В числе других многочисленных гастролей певицы: выступления в Париже, Лондоне («Дон Жуан» Моцарта, вместе с Э. Карузо, 1902), Милане (театр «Ла Скала»; «Гибель богов» Вагнера под управлением А. Тосканини), Монте-Карло, Вене, Варшаве, Бухаресте, городах Южной Америки (Буэнос-Айрес, Сантьяго, Монтевидео, Рио-де-Жанейро, 1911).
С большим успехом пела заглавные партии в операх К. В. Глюка «Альцеста» («Опера-комик», 1904) и «Армида» (Парижская опера, 1907). В расчёте на Литвин были написаны исполнявшиеся ею заглавные партии в операх Сен-Санса «Прародительница», «Деянира» и «Елена». Среди последних партий Литвин – Тоска (одноимённая опера Дж. Пуччини; Ницца) и Кундри («Парсифаль» Вагнера; Петербург, Амстердам, Монте-Карло; обе – 1913).
Первая мировая война 1914–1918 гг. оборвала связи Литвин с Россией (на 1914 год намечалось турне по России с С. В. Кусевицким и Ф. Крейслером). Многочисленные поездки на фронт, благотворительные концерты подорвали её здоровье. Последние спектакли с участием Литвин состоялись в 1915 г. в Монте-Карло («Аида» в ансамбле с Карузо) и в 1916 г. в Парижской опере (заглавная партия в опере А. де Полиньяк «Юдифь»).
Выступала как концертная певица. Участвовала в концертах Русского музыкального общества, концертах А. И. Зилоти, С. В. Кусевицкого. Камерный репертуар Литвин включал произведения Л. ван Бетховена, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана (цикл «Любовь поэта» и др.), Ф. Шопена (на польском языке), И. Брамса, Р. Вагнера («Пять песен на стихи Матильды Везендонк»), М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. Впервые в России исполнила произведения французских композиторов – А. Дюпарка, Г. Форе и др. Выступала в ансамбле с пианистами А. Корто, Дж. Энеску, А. Т. Гречаниновым, А. Г. Рубинштейном, К. Сен-Сансом, С. И. Танеевым, А. И. Зилоти, М. Лонг. Рахманинов посвятил певице романс «Диссонанс» (oр. 34 № 13, 1912). Последний концерт Литвин состоялся в 1924 г. в парижском зале «Гаво».
С 1927 г. преподавала в Американской консерватории в Фонтенбло (ныне Школы Фонтенбло; профессор). Среди её учеников: И. А. Алчевский, Н. П. Кошиц, Н. Н. Куклин, В. И. Павловская-Боровик, французские певицы Ж. Любен, Р. Феар, американская певица Л. Гренвиль (Lilian Grenville; 1888–1928). В книге «Ma vie et mon art» (Париж, 1933; в рус. пер.: Моя жизнь и моё искусство. Ленинград, 1967) Литвин приводит некоторые практические советы по вопросам вокальной техники и исполнительства.
Скончалась в доме для престарелых артистов.
Кавалер ордена Почётного легиона (1927).
Характеристика творчества
Обладала голосом необычайной силы, большого диапазона (свыше двух с половиной октав), свободно льющимся, ровным во всех регистрах, богатым оттенками. По словам дирижёра Д. И. Похитонова, в диапазоне голоса Литвин «было три регистра: контральто, меццо-сопрано и сопрано» (Похитонов. 1949. С. 170). Это позволяло ей петь партии для сопрано и меццо-сопрано – от Джильды в «Риголетто» Верди, Маргариты в «Фаусте» Гуно и Эльзы в «Лоэнгрине» Вагнера до Кармен в одноимённой опере Ж. Бизе и Далилы в «Самсоне и Далиле» Сен-Санса. При этом Литвин никогда не прибегала к форсировке звука, прекрасно владела mezza voce. Музыкальный критик С. В. Свириденко писала в 1912 г.: «Пение Литвин невозможно позабыть тому, кто хоть раз слышал этот голос, поражающий сочетанием красоты и силы, могучею, полной струёй врывающийся в звуковые волны оркестра; эти дивные грудные ноты, глубокие, звучные, чистые, одинаково богатые во всех регистрах, одинаково прекрасные в сильнейшем форте и в самом нежном пианиссимо» (цит. по: Гозенпуд. 1967. С. 6). В то же время голос Литвин, по воспоминаниям Э. А. Старка, «обладал подвижностью и лёгкостью колоратуры, обычно мало свойственными столь массивным голосам. <...> Тембр голоса при всей своей металличности отличался мягкостью и теплотой, никогда нельзя было заметить ни малейшей резкости. Интонирование совершенно точное, фразировка безупречная, огромная музыкальность и превосходная дикция, при которой не терялось ни одно слово, как бы густа ни была оркестровка – всё соединялось в Литвин в один грандиозный комплекс богатейших средств музыкальной выразительности» (Старк. 1940. С. 44).
Исполнение Литвин отличалось искренностью, взволнованностью, отсутствием «какого бы то ни было напряжения» (Левик. 1962. С. 428). По характеристике А. А. Гозенпуда, «в искусстве Литвин проявились тенденции французской школы – тяготение к пластической картинности, живописности, ясности формы. Но глубокая эмоциональность, взволнованность, сердечность, задушевность искусства Литвин родственны русскому театру» (Гозенпуд. 1967. С. 5).
В историю русской оперной сцены Литвин вошла прежде всего как участница знаменитых постановок вагнеровских музыкальных драм в Мариинском театре начала 20 в. На протяжении ряда лет она была ведущей исполнительницей главных партий в тетралогии «Кольцо нибелунга» (Брунгильда в «Валькирии», «Зигфриде» и «Гибели богов»), «Тристане и Изольде» и «Лоэнгрине». А. А. Гозенпуд писал: «Ф. Литвин стремилась освободить образы Вагнера и от манерной чувствительности, и от ложного, крикливого пафоса, раскрыв духовное величие, а не физическую силу героинь. Но, сохраняя верность музыке, она рисовала титанические, а не бытовые фигуры. Это был титанизм добра и любви, нетерпимый к коварству и предательству. Поэтому для её Брунгильды было естественно нарушить несправедливый приказ Вотана, стать на защиту Зигмунда и спасти Зиглинду. Скорбь о мёртвом Зигфриде в Брунгильде – Литвин сливалась с радостью постижения, что он невиновен в предательстве. В героических образах Вагнера Ф. Литвин утверждала высокую этическую тему, освободив своих персонажей от всего, что их связывало с воинствующим тевтонским духом» (Гозенпуд. 1967. С. 15).
Аудиозаписи
Записывалась на грампластинки в Париже (на фирмах «Граммофон», «Пате», «Фонотипия», «Одеон», 1902–1911). Среди записей: арии из опер «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, «Сид» Ж. Массне, «Гарольд» Э. Ф. Направника, «Тристан и Изольда», «Валькирия», «Лоэнгрин» Р. Вагнера, «Африканка» Дж. Мейербера, «Сафо», «Фауст» Ш. Гуно, «Кармен» Ж. Бизе, «Троянцы в Карфагене» Г. Берлиоза, «Фаворитка» Г. Доницетти, «Аида», «Трубадур» Дж. Верди, «Сельская честь» П. Масканьи, романсы и песни Р. Шумана («Я не сержусь»), Г. Форе («Колыбельная»), А. Г. Рубинштейна («Ночь»), Р. Ана («Неверный»). В записях 1902 г. аккомпанирует А. Корто. В СССР вышла сольная пластинка Ф. Литвин («Мелодия», 1983). Издано полное собрание записей на CD (Marston, 2006).