Черепнин Иван
Черепни́н Ива́н (Ivan Tcherepnin; Иван Александрович Черепнин) (5.2.1943, Исси-ле-Мулино, предместье Парижа, ныне в черте Парижа – 11.4.1998, Бостон), американский композитор, дирижёр, пианист и педагог.
Из династии русских музыкантов. Дед – Н. Н. Черепнин (эмигрировал во Францию в 1921), отец – А. Н. Черепнин, старший брат – С. Черепнин. С 1948 г. с семьёй жил в США (гражданин с 1960). С раннего детства учился музыке у отца и матери – китайской пианистки Сянмин Черепнин (урождённая Ли Сянмин, 1915–1991; первая женщина – выпускница Шанхайской консерватории). С юных лет начал сочинять («Four Pieces from Before», 1959–1962; «Deux Entourages», 1961, и др.). Окончил Гарвардский университет (степень бакалавра – 1964, степень магистра – 1969), где обучался композиции у Р. Томпсона и Л. Кирхнера; также стажировался в Европе у К. Штокхаузена, П. Булеза и А. Пуссёра (1965).
По окончании университета преподавал в Консерватории Сан-Франциско и в Стэнфордском университете, где испытал влияние Дж. Кейджа (впоследствии стали друзьями) и Д. Тюдора. С 1972 г. до конца жизни руководил Студией электронной музыки Гарвардского университета и преподавал на музыкальном факультете (профессор композиции). Среди учеников – виолончелист Йо-Йо Ма, композитор и пианист Курт Качиоппо (Curt Cacioppo; род. 1951).
Один из крупных американских композиторов своего поколения, в своём творчестве сочетал широкий спектр техник композиции и стилевых направлений. С середины 1960-х гг. работал в области электронной музыки, использовал мультимедиа; обращался к сериализму, использовал приёмы минимализма. Широкое признание ему принесло первое оркестровое произведение – балетная сюита «Le Va et le Vient» (1978; написана на основе музыки «Set, Hold, Clear and Squelch» для гобоя и синтезатора, созданной в 1976 по заказу танцевальной труппы М. Каннингема), впервые исполненная на Люцернском фестивале в концерте из произведений трёх поколений семьи Черепниных. В ряде сочинений использовал электронное преобразование звучания акустических инструментов, в том числе традиционных сантура и псалтерия (psaltery), на которых сам же играл. Среди них «Flores musicales» для гобоя, псалтерия и скрипки (1980), моноспектакль «Сантур-опера» для сантура и модульного синтезатора серии Serge Modular, разработанной С. Черепниным (1977; сочинение целиком впервые исполнено автором в 1979 в центре экспериментальной музыки The Kitchen, Нью-Йорк; Гран-при фестиваля Ars Electronica в Линце, Австрия, 1982). Одно из наиболее известных сочинений И. Черепнина – Двойной концерт для скрипки, виолончели и оркестра, созданный в русле академической традиции (1995; впервые исполнен в том же году Молодёжным симфоническим оркестром Большого Бостона, солисты – Линн Чанг и Йо-Йо Ма; Премия Гравемайера, 1996).
Среди других произведений: «Пять песен» для контральто, альтовой флейты и электронных инструментов (1979); «Statue» (1986), «Constitution» (1987; обе – по заказу Американского духового симфонического оркестра); «The Creative Act» (1989, по заказу труппы М. Каннингема); оратория «And So It Came To Pass» на библейские тексты (1991, по заказу Ораториального общества Нью-Йорка; премьера в том же году в Карнеги-холле); «Сантур-опера II: продолжение» («Santur Opera II: the Sequel», 1994).
Как дирижёр и лектор выступал в США, странах Европы и Азии, в 1990 г. – в Москве. В разные годы был приглашённым композитором Музыкальной школы Марлборо (США), Летней школы в Дартингтоне (Великобритания) и других творческих школ и фестивалей.
Его сыновья Стефан Черепнин (Stefan Tcherepnin; род. 1977) и Сергей Черепнин (Sergei Tcherepnin; род. 1981) – американские композиторы, работают в области электронной музыки и саунд-арта.