Симфоническая поэма
Симфони́ческая поэ́ма (нем. symphonische Dichtung, Tondichtung, франц. poème symphonique), жанр программной музыки.
Возник в эпоху романтизма. Наличие заголовка, эпиграфа, указывающих на конкретный или обобщённый литературный сюжет, было связано со стремлением композиторов к синтезу искусств, в первую очередь музыки и литературы. Непосредственными предшественниками симфонических поэм считаются программные концертные увертюры, в отличие от увертюр к сценическим произведениям (опера, драматический спектакль) изначально предназначенные для концертного исполнения: «Морская тишь и счастливое плавание» Ф. Мендельсона (по двум стихотворениям И. В. фон Гёте; 1832), «Фауст» Р. Вагнера (по драме Гёте; 1840) и «Манфред» Р. Шумана (по одноимённой драматической поэме Дж. Байрона; 1849).
Симфоническая поэма представляет собой одночастную композицию в свободной или смешанной форме. Как правило, в симфонической поэме имеются признаки сонатной, вариационной, циклической форм, иногда формы рондо; используется монотематизм. Такие пьесы под авторским жанровым обозначением symphonische Dichtung впервые появились в творчестве Ф. Листа, который уделил большое внимание этому жанру в 1840–1850-е гг. Среди его 13 симфонических поэм: «Прелюды» (по одноимённому стихотворению А. де Ламартина, 1848, 2-я редакция – 1854), «Мазепа» (по одноимённой поэме В. Гюго, 1851), «Прометей» (по древнегреческому мифу, 1855), «Битва гуннов» (по одноимённой картине В. фон Каульбаха, 1857).
Важное место жанр занял в творчестве Р. Штрауса, написавшего 9 симфонических поэм (авторское обозначение жанра – Tondichtung, буквально – музыкальная поэма), среди них наиболее знамениты «Дон Жуан» (1889) и «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля» (1895).
В русской музыке эпохи романтизма существовали близкие симфонической поэме одночастные программные сочинения, которые было принято называть: концертной увертюрой – «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1851) М. И. Глинки; симфонической фантазией – «Ромео и Джульетта» (1869) и «Франческа да Римини» (по «Божественной комедии» Данте, 1876) П. И. Чайковского, «Утёс» (по одноимённому стихотворению М. Ю. Лермонтова, 1893) и «Остров мёртвых» (по одноимённой картине А. Бёклина, 1909) С. В. Рахманинова; симфонической картиной – «Садко» (по былинам новгородского цикла, 1867) Н. А. Римского-Корсакова, «Иванова ночь на Лысой горе» (1867) М. П. Мусоргского, «В Средней Азии» (1880) А. П. Бородина, «Из Апокалипсиса» (около 1912) А. К. Лядова.
Жанр симфонической поэмы активно использовался композиторами вплоть до 1920-х гг. В числе многочисленных симфонических поэм – сочинения К. Сен-Санса («Пляска смерти», 1874), С. Франка («Джинны», 1884), Я. Сибелиуса («Куллерво» по «Калевале», 1892), М. А. Балакирева («Тамара», по одноимённой балладе М. Ю. Лермонтова, около 1882), А. Н. Скрябина («Поэма экстаза», 1907).
Иногда поэмами называются многочастные сочинения, например циклы Б. Сметаны («Моя Родина», 1874–1879), О. Респиги («Фонтаны Рима», 1917).