Глинкинские премии
Глинкинские премии. В 1884 г. М. П. Беляев приступил к меценатской деятельности. Первым его шагом в этом отношении было учреждение ежегодных премий, названных в честь М. И. Глинки. Премии выдавались В. В. Стасовым от имени «неизвестного». Днём вручения Беляев определил «27 ноября в память годовщины первого исполнения "Жизни за царя" и "Руслана и Людмилы"», назначенные к награждению должны были явиться к Стасову в Публичную библиотеку; «Господину же Чайковскому выслать по почте». Письмо Стасову заканчивалось так: «Еще одна покорнейшая просьба как к Вам, так и к композиторам: давать этому делу по возможности менее огласки и не пытаться открыть мое инкогнито – оно откроется моею духовною. Доброжелатель» (письмо от 6 ноября 1884, цит. по кн.: Трайнин В. Я. М. П. Беляев и его кружок. Ленинград, 1975. С. 99–100).
Премии, предназначенные для поощрения русских (по подданству, а не по национальному признаку) композиторов, выплачивались из процентов с капитала за избранные М. П. Беляевым сочинения преимущественно симфонические и камерные, написанные в основном за истекший год. Ежегодный премиальный фонд в 3 тыс. рублей распределялся на 4 категории в зависимости от формы произведений (с 1904 – на 5 категорий), размер премии составлял от 100 до 1 тыс. рублей.
В 1884 г. премии были назначены М. А. Балакиреву (за Увертюру на темы трёх русских песен), А. П. Бородину (за Симфонию № 1), Ц. А. Кюи, А. К. Лядову, Н. А. Римскому-Корсакову (за симфоническую картину «Садко»), П. И. Чайковскому (за увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта»). Чайковский, получив 500 рублей переводом в Париж, высказал «искреннюю благодарность неизвестному лицу» в письме к В. В. Стасову от 23 ноября 1884 г. (цит. по кн.: Трайнин В. Я. М. П. Беляев и его кружок. С. 102). Балакирев от премии отказался.
До конца жизни М. П. Беляева (он умер в 1903 вскоре после Рождества, неожиданно для окружающих) по его выбору было премировано 136 сочинений, созданных в общей сложности десятью композиторами. Ещё дважды получил премию П. И. Чайковский (за симфонические фантазии – «Буря» в 1885 и «Франческа да Римини» в 1886). Основными получателями премии были ведущие представители Беляевского кружка – Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов и А. К. Глазунов. Ежегодно начиная с 1885 г. премия назначалась Глазунову; свою первую премию он передал на сооружение памятника М. П. Мусоргскому. В 1887 г. весь премиальный фонд (3 тыс. рублей) был определён Беляевым на сооружение памятника скончавшемуся в том же году А. П. Бородину. В 1897–1902 гг. премию ежегодно получал А. Н. Скрябин.
Начиная с 1904 г. имена Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова и А. К. Лядова не встречаются в списках награждённых (полный список произведений см. в кн.: Трайнин В. Я. М. П. Беляев и его кружок. С. 125–127). Эти композиторы постановили не участвовать своими сочинениями в соискательстве премий в связи с их назначением, по завещанию М. П. Беляева, членами Попечительного совета для поощрения русских композиторов и музыкантов. Именно им Беляев доверил управление всеми своими музыкальными предприятиями, обеспеченными капиталом; возглавил Попечительный совет Римский-Корсаков.
Устав Попечительного совета был утверждён 5(18) февраля 1904 г., а 27 ноября того же года в газете «Русь» появилось сообщение «О премиях имени М. П. Беляева», в котором и было впервые официально раскрыто имя их учредителя, в течение 20 лет скрывавшегося под псевдонимом Доброжелатель. Согласно сообщению в газете, подписанному Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Лядовым и А. К. Глазуновым, «покойный М. П. Беляев завещал капитал в 75000 руб. для выдачи из процентов с него ежегодно премий русским композиторам за наиболее талантливые музыкальные произведения, появившиеся в печати. Премиям этим завещателем присвоено название "Глинкинские премии", и выдача их должна производиться 27 ноября – день первого представления обеих опер Глинки. [...] Премии разделяются на пять категорий, по роду музыкальных произведений, и размеры их точно определены завещателем в составленном им проекте устава Попечительного совета, причем всех премий ежегодно присуждается не более, как на сумму 3000 рублей» (цит. по кн.: Трайнин В. Я. М. П. Беляев и его кружок. С. 114–115). Воля завещателя неукоснительно соблюдалась.
Н. А. Римский-Корсаков вышел из состава Попечительного совета 1(14) мая 1907 г. В том же году он получил премию за оперу «Моцарт и Сальери». После кончины А. К. Лядова (1914) управление беляевскими предприятиями продолжали Н. В. Арцыбушев, А. К. Глазунов, И. И. Витол. Премии выдавались регулярно до 1917 г.
В 1904 г. лауреатами Глинкинской премии стали: С. И. Танеев (за Симфонию c-moll), С. В. Рахманинов (за Второй концерт), А. Н. Скрябин, А. С. Аренский, С. М. Ляпунов. В дальнейшем Танеев был не единожды награждён премией, в том числе за Концертную сюиту для скрипки с оркестром (1910) и Фортепианный квинтет g-moll (1912). Скрябин получил премии за симфонии № 2 (1905) и № 3 (1906), «Поэму экстаза» (1908), Сонату № 5 (1909), симфоническую поэму «Прометей» (1911). Рахманинов – за кантату «Весна» (1906), Симфонию № 2 (1908), симфоническую поэму «Остров мёртвых» (1911) и поэму «Колокола» (1917). В 1909 г. единственный раз премию получил И. Ф. Стравинский (за Фантастическое скерцо). Кроме названных, Глинкинской премией в разные годы были награждены Н. Н. Черепнин, М. О. Штейнберг, Н. А. Соколов, И. И. Витол, Ф. М. Блуменфельд, Н. К. Метнер, М. Ф. Гнесин, Н. Я. Мясковский, С. Н. Василенко, А. А. Спендиаров и др.
Всего с 1884 по 1917 гг. было премировано 176 сочинений 26 композиторов.