Премии

Глинкинские премии

Глинкинские премии. В 1884 г. приступил к меценатской деятельности. Первым его шагом в этом отношении было учреждение ежегодных премий, названных в честь . Премии выдавались от имени «неизвестного». Днём вручения Беляев определил «27 ноября в память годовщины первого исполнения "Жизни за царя" и "Руслана и Людмилы"», назначенные к награждению должны были явиться к Стасову в ; «Господину же Чайковскому выслать по почте». Письмо Стасову заканчивалось так: «Еще одна покорнейшая просьба как к Вам, так и к композиторам: давать этому делу по возможности менее огласки и не пытаться открыть мое инкогнито – оно откроется моею духовною. Доброжелатель» (письмо от 6 ноября 1884, цит. по кн.: С. 99–100).

Премии, предназначенные для поощрения русских (по подданству, а не по национальному признаку) композиторов, выплачивались из процентов с капитала за избранные М. П. Беляевым сочинения преимущественно симфонические и камерные, написанные в основном за истекший год. Ежегодный премиальный фонд в 3 тыс. рублей распределялся на 4 категории в зависимости от формы произведений (с 1904 – на 5 категорий), размер премии составлял от 100 до 1 тыс. рублей.

В 1884 г. премии были назначены (за Увертюру на темы трёх русских песен), (за Симфонию № 1), , , (за симфоническую картину «Садко»), (за увертюру-фантазию ). Чайковский, получив 500 рублей переводом в Париж, высказал «искреннюю благодарность неизвестному лицу» в письме к В. В. Стасову от 23 ноября 1884 г. (цит. по кн.: С. 102). Балакирев от премии отказался.

До конца жизни М. П. Беляева (он умер в 1903 вскоре после Рождества, неожиданно для окружающих) по его выбору было премировано 136 сочинений, созданных в общей сложности десятью композиторами. Ещё дважды получил премию П. И. Чайковский (за симфонические фантазии – «Буря» в 1885 и в 1886). Основными получателями премии были ведущие представители – Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов и . Ежегодно начиная с 1885 г. премия назначалась Глазунову; свою первую премию он передал на сооружение памятника . В 1887 г. весь премиальный фонд (3 тыс. рублей) был определён Беляевым на сооружение памятника скончавшемуся в том же году А. П. Бородину. В 1897–1902 гг. премию ежегодно получал .

Начиная с 1904 г. имена Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова и А. К. Лядова не встречаются в списках награждённых (полный список произведений см. в кн.: С. 125–127). Эти композиторы постановили не участвовать своими сочинениями в соискательстве премий в связи с их назначением, по завещанию М. П. Беляева, членами Попечительного совета для поощрения русских композиторов и музыкантов. Именно им Беляев доверил управление всеми своими музыкальными предприятиями, обеспеченными капиталом; возглавил Попечительный совет Римский-Корсаков.

Устав Попечительного совета был утверждён 5(18) февраля 1904 г., а 27 ноября того же года в газете «Русь» появилось сообщение , в котором и было впервые официально раскрыто имя их учредителя, в течение 20 лет скрывавшегося под псевдонимом Доброжелатель. Согласно сообщению в газете, подписанному Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Лядовым и А. К. Глазуновым, «покойный М. П. Беляев завещал капитал в 75000 руб. для выдачи из процентов с него ежегодно премий русским композиторам за наиболее талантливые музыкальные произведения, появившиеся в печати. Премиям этим завещателем присвоено название "Глинкинские премии", и выдача их должна производиться 27 ноября – день первого представления обеих опер Глинки. [...] Премии разделяются на пять категорий, по роду музыкальных произведений, и размеры их точно определены завещателем в составленном им проекте устава Попечительного совета, причем всех премий ежегодно присуждается не более, как на сумму 3000 рублей» (цит. по кн.: С. 114–115). Воля завещателя неукоснительно соблюдалась.

Н. А. Римский-Корсаков вышел из состава Попечительного совета 1(14) мая 1907 г. В том же году он получил премию за оперу . После кончины А. К. Лядова (1914) управление беляевскими предприятиями продолжали , А. К. Глазунов, . Премии выдавались регулярно до 1917 г.

В 1904 г. лауреатами Глинкинской премии стали: (за Симфонию c-moll), (за ), А. Н. Скрябин, , . В дальнейшем Танеев был не единожды награждён премией, в том числе за Концертную сюиту для скрипки с оркестром (1910) и Фортепианный квинтет g-moll (1912). Скрябин получил премии за симфонии № 2 (1905) и (1906), (1908), Сонату № 5 (1909), симфоническую поэму (1911). Рахманинов – за кантату «Весна» (1906), Симфонию № 2 (1908), симфоническую поэму (1911) и поэму (1917). В 1909 г. единственный раз премию получил (за Фантастическое скерцо). Кроме названных, Глинкинской премией в разные годы были награждены , , , И. И. Витол, , , , , , и др.

Всего с 1884 по 1917 гг. было премировано 176 сочинений 26 композиторов.

Николай Андреевич Римский-Корсаков. Испанское каприччио. Симфонический оркестр RCA Victor, дирижёр К. П. Кондрашин. Запись 1958.
00:00 / 00:00
Анатолий Константинович Лядов. «Музыкальная табакерка». Оркестр ГАБТ СССР, дирижёр А. И. Орлов. Запись 1938.
00:00 / 00:00
Сергей Васильевич Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. 1-я часть. Филадельфийский оркестр, дирижёр Л. Стоковский. Запись 1929. Исполняет С. В. Рахманинов.
00:00 / 00:00
Александр Константинович Глазунов. Симфония № 5 B-dur. 1-я часть. Симфонический оркестр Всесоюзного радио, дирижёр Н. С. Голованов. Запись 1950.
00:00 / 00:00

  • Музыкальные премии