Павловский воксал
Павловский воксал. В 1836–1838 гг. между Санкт-Петербургом и Павловском была построена первая в России железная дорога общественного пользования – Царскосельская железная дорога. По поводу её открытия была написана «Попутная песня» М. И. Глинки – одно из самых известных сочинений композитора. Дорога объединила столицу, летнюю императорскую резиденцию Царское село (ныне г. Пушкин) и Павловск, принадлежавший после смерти императрицы Марии Фёдоровны (1828) великому князю Михаилу Павловичу. 22 мая (3 июня) 1838 г. у железнодорожной станции в Павловске был открыт большой деревянный павильон («воксал»; в конце 19 в. написание сменилось на «вокзал») с концертным залом, рестораном и гостиницей (архитектор А. И. Штакеншнейдер; стены построены в июле – сентябре 1836).
Правление общества акционеров Царскосельской железной дороги «…принимало … все меры к привлечению проезда пассажиров. В год открытия [1837] на Петербургской станции устраивались музыкальные вечера и даже допускались арфистки, а в Павловском вокзале играла музыка, правда, по сказаниям современников, далеко незавидная. Но уже с 1838 года в Павловском вокзале играли оркестры известных любимцев петербургской публики [Йозефа] Лабицкого, [Йозефа] Германа, Иогана Гунгля и других» [О царскосельской железной дороге. Доклад действительного члена Общества В. И. Троицкого, 15 апреля 1886 года по случаю пятидесятилетия от начала железных дорог в России // Мир транспорта. 2012. № 5 (43). С. 160].
Концерты симфонической музыки в здании Павловского воксала проходили преимущественно в летние месяцы, большинство из них были бесплатными. Они привлекали в пригород широкие круги публики – от петербургской аристократии до студентов, освещались в петербургской прессе, и вскоре Павловск превратился в крупный центр музыкальной жизни. В 1839 г. прусский скрипач, дирижёр и композитор Й. Герман стал первым постоянным дирижёром музыкальных сезонов в Павловске, куда он был приглашён вместе со своим оркестром, созданным в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Основу репертуара составляла развлекательная и танцевальная музыка (в том числе вальсы И. Штрауса-отца, Й. Ланнера), но Герман также включал в программы «серьёзные» произведения (симфонии В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена), способствовал популярности «Вальса-фантазии» М. И. Глинки (1839; в том же году исполнен Германом в оркестровой редакции; также известен как «Павловский вальс»), «Болеро» А. С. Даргомыжского и других произведений русских композиторов [см. подробнее: Петрова Г. В. Развлекательная музыка в Петербурге: капельмейстер Йозеф Герман // Opera musicologica. 2018. № 4 (38). С. 85–106]. В 1845 г. на посту дирижёра его сменил И. Гунгль.
3(15) января 1844 г. пожар уничтожил значительную часть воксала, но страховое возмещение (72 тыс. руб. серебром) позволило восстановить здание и интерьеры за 3 месяца. Воксал был вновь открыт 13(25) мая 1844 г. С конца 1860 г. по весну 1861 г. центральная часть здания была перепланирована и расширена (ресторан убран во флигель), сооружена постоянная эстрада [архитектор А. В. Петцольт (Петцольд)]. Вместимость центрального зала увеличена до 3 тыс. человек.
Наибольшей популярности музыкальные сезоны в Павловске достигли под руководством И. Штрауса-сына (1856–1865; гастролировал в 1869 и 1872; оркестром также дирижировали его братья Э. и Й. Штраусы). Помимо собственных произведений (в том числе написанных специально для исполнения в Павловске), Штраус исполнял сочинения Р. Вагнера, Ш. Гуно и др., устраивал вечера, посвящённые музыке М. И. Глинки. Под его управлением в 1865 г. состоялось первое публичное исполнение произведения П. И. Чайковского – «Характерных танцев» для симфонического оркестра. В оркестре Штрауса играл на виолончели великий князь Константин Николаевич (владелец Павловска в 1849–1892).
В 1875–1876 гг. при Павловском воксале построен летний театр (архитектор Н. Л. Бенуа; сгорел в 1930-е гг.).
В начале 1880-х гг. образован постоянно действующий симфонический оркестр Павловского вокзала. Под руководством Н. В. Галкина (1892–1903) концертные программы приобрели просветительскую направленность, основное место в репертуаре оркестра заняли симфонические произведения зарубежных и в особенности современных русских авторов (композиторов Балакиревского кружка, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, А. С. Аренского, А. Т. Гречанинова, А. К. Глазунова и др.). Оркестранты набирались преимущественно из русских музыкантов (в том числе студентов Санкт-Петербургской консерватории). По приглашению Галкина в Павловске выступали крупнейшие солисты того времени: скрипач Л. С. Ауэр, виолончелист А. В. Вержбилович, певцы Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин, Н. А. Большаков и многие другие.
О. Э. Мандельштам, бывавший в детстве на симфонических концертах в Павловском вокзале, писал в первом очерке из автобиографического сборника «Шум времени» (1923): «В середине девяностых годов в Павловск, как в некий Эллизий, стремился весь Петербург. Свистки паровозов и железнодорожные звонки мешались с патриотической какофонией увертюры двенадцатого года, и особенный запах стоял в огромном вокзале, где царил Чайковский и Рубинштейн» (Мандельштам О. Музыка в Павловске // Мандельштам О. Э. Шум времени. Ленинград, 1925. С. 4). Воспоминания Мандельштама также нашли отражение в стихотворении «Концерт на вокзале» (1921).
В 1900–1910-х гг. в Павловске дирижировали В. д’Энди, О. Недбал, Р. М. Глиэр, А. К. Глазунов, М. М. Ипполитов-Иванов, В. И. Сук, H. H. Черепнин, А. П. Асланов (в 1912 исполнил Концерт для фортепиано с оркестром № 1 С. С. Прокофьева, в 1913 впервые – его Концерт для фортепиано с оркестром № 2; партия фортепиано – автор). В 1914 г. здесь состоялось одно из последних выступлений балерины А. П. Павловой перед её отъездом из России.
В декабре 1917 г. оркестр Павловского вокзала вместе с бывшим Придворным оркестром и другими коллективами был объединён в Петроградский государственный симфонический оркестр; в 1921 г. он вошёл в состав открывшейся Петроградской государственной филармонии как Оркестр государственной академической филармонии (ныне Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии). В 1920-х гг. оркестр выступал в Павловске под управлением Э. А. Купера, Н. А. Малько, А. К. Глазунова и др.
Концерты в здании вокзала проходили до начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Во время оккупации Павловска (1941–1944) здание вокзала было разрушено (1942); до наших дней на бывшей вокзальной площади сохранился чугунный газовый светильник, созданный на месте фонтана во 2-й половине 19 в. Тупиковая железнодорожная ветка была разобрана. В 1953–1956 гг. в 1 км к северо-западу от прежнего здания построен вокзал станции Павловск-2 (ныне Павловск; архитектор А. В. Малышев).
В 2003 г. недалеко от входа в Павловский парк установлен бронзовый памятник И. Штраусу, подаренный генеральным консульством Австрии к 300-летию Санкт-Петербурга, – копия позолоченного памятника, находящегося в Венском городском парке (скульптор Э. фон Хелльмер, 1921).