Климов Михаил Георгиевич
Кли́мов Михаи́л Гео́ргиевич [9(21).10.1881, село Завидово Клинского уезда Московской губернии, ныне Конаковского района Тверской области – 20.2.1937, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский хоровой дирижёр, педагог, общественный деятель.
Сын рабочего Прохоровской фабрики. Окончил московское Синодальное училище церковного пения (1900) и Санкт-Петербургскую консерваторию (1908, класс композиции Н. А. Римского-Корсакова, класс дирижирования H. H. Черепнина).
С 1902 г. дирижёр Придворной певческой капеллы (в 1903–1905 и 1913–1935 главный дирижёр, в 1919–1931 директор капеллы и заведующий школой и техникумом при ней). Активно участвовал в реорганизации капеллы, в результате которой старейший певческий коллектив России продолжил существование после Октябрьской революции 1917 г., превратился из закрытого церковного придворного хора в развернувшую широкую просветительскую и концертную деятельность Народную хоровую академию (официальное название капеллы в 1918–1922). По инициативе Климова в 1927 г. на средства, собранные от выступлений хора, в концертном зале капеллы установлен орган фирмы Walker. В 1928 г. капелла под руководством Климова с большим успехом выступала за рубежом (Латвия, Германия, Швейцария, Италия).
Климов дирижировал обширным репертуаром а капелла и с оркестром. Ввёл в постоянный репертуар капеллы произведения крупной формы, прежде ею не исполнявшиеся: Месса си-минор и «Страсти по Матфею» И. С. Баха, «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза (исполнялось под названием «Гибель Фауста»), Торжественная месса и Девятая симфония Л. ван Бетховена, «Песнь о колоколе» М. Бруха, «Прометей» Г. Гофмана, реквиемы В. А. Моцарта и Дж. Верди, «Времена года» Й. Гайдна, оратории «Иуда Маккавей» и «Самсон» Г. Ф. Генделя, «Путь Октября» (коллективное сочинение группы «Проколл» – А. А. Давиденко, М. В. Коваля, Г. С. Брука и др.), «Легенда о святой Елизавете» Ф. Листа, «Царь Давид», «Юдифь» и «Антигона» А. Онеггера, «Песнь Солнценосца» («героическая поэма») А. Ф. Пащенко, «Свадебка» и «Царь Эдип» И. Ф. Стравинского, опера «Орестея» и кантата «По прочтении псалма» С. И. Танеева, «Рай и Пери» Р. Шумана. Успешно выступал с песенными программами (песни России, Украины, Белоруссии, народов Кавказа, Востока; революционные, крестьянские песни; хороводы, пляски, танцы). В репертуар капеллы нередко включал собственные требовавшие виртуозного мастерства обработки инструментальных произведений Баха, Моцарта, Бетховена, Шумана, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского и других композиторов. Использовал в хоре детские голоса, не прибегая к простому дублированию женских партий, а поручая им собственные. По словам оперного певца А. П. Иванова, Климов был «редким знатоком вокального искусства» и «подлинным художником звука, а не просто хоровым регентом» (Иванов А. П. Жизнь артиста. Москва, 1978. С. 57, 60).
В советское время, пока это было возможно, Климов сохранял в репертуаре капеллы русскую духовную музыку, в том числе «Литургию святого Иоанна Златоуста» П. И. Чайковского, «Литургию святого Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова, исполнение которого капеллой 25 декабря 1927 г. было последним в СССР перед полувековым перерывом. Находясь в тесном содружестве с ленинградскими композиторами, стимулировал их к созданию современного хорового репертуара. Так появились «Сюита» (слова С. М. Городецкого), «Лунная соната» (слова К. Д. Бальмонта), опера «Царь Максимилиан» и оратория «Освобождённый Прометей» А. Ф. Пащенко, героическая поэма «Спартак» А. А. Егорова, «Страстная седмица» М. О. Штейнберга.
Принимал активное участие в деятельности Ленинградской филармонии (с 1921; в 1925–1927 директор), в то время был единственным в Ленинграде хоровым дирижёром, руководившим большим симфоническим оркестром.
Вёл обширную педагогическую работу. Преподавал полифонию и музыкальную форму в техникуме капеллы, теоретические предметы и оперный ансамбль в Санкт-Петербургской (позднее Петроградской, Ленинградской) консерватории (с 1908; с 1914 профессор). Один из организаторов и первых руководителей Оперной студии консерватории (1921), где поставил оперы «Волшебный стрелок» К. М. фон Вебера, «Фауст» Ш. Гуно, «Богема» и «Тоска» Дж. Пуччини. Преподавал также в Тамбовском женском епархиальном училище (1900–1902), Смольном институте (1910–1911), 2‑м музыкальном техникуме, Петроградской народной консерватории (после 1917). Среди учеников: в капелле – дирижёры Г. И. Беззубов, П. П. Григоров, В. А. Дранишников, Е. П. Кудрявцева, Б. С. Милютин, Н. В. Михайлов, А. Г. Мурин, А. Е. Никлусов, Н. С. Пономаренко, К. А. Симеонов, валторнист П. К. Орехов, музыковед Н. Д. Успенский; в консерватории – М. И. Бриан, В. А. Давыдова, Р. Г. Горская, А. П. Иванов, А. Ю. Модестов-Блувштейн, И. Е. Пичугин, С. П. Преображенская; в народной консерватории – В. П. Киприянов.
Вёл общественную деятельность как член Ленинградского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (1928–1930), член квалификационной комиссии при Секции научных работников (СНР) по отделу искусств (1923–1932), член музыкальной комиссии культурного отдела СНР (с 1933), член локального бюро консерватории (1931–1932).
Автор учебных пособий: «Первоначальное сольфеджио» (1909, 1929, 1938), «Методика хорового дела» (1910), «Краткое руководство к изучению контрапункта, канона и фуги» (1910, 1911), «Музыкальная хрестоматия из русских народных песен» (1929).
Хор капеллы под управлением Климова в 1928 г. в Берлине сделал аудиозаписи 9 обработок народных песен: русских – «В тёмном лесе» и «Вниз по матушке, по Волге» (обработки А. Ф. Пащенко), «Эй, ухнем» (обработка М. А. Балакирева), «Ты взойди, солнце красное» (обработка М. П. Мусоргского), украинских – «Щедрик» (обработка Н. Д. Леонтовича), «На вгороді калинонька» (обработка Н. В. Лысенко), «Бандура» (обработка Г. М. Давидовского), белорусской «Ой, ляцелі гусі» (обработка А. В. Никольского), армянской «Я у ног твоих» (обработка Комитаса).