Вербицкая Евгения Матвеевна
Верби́цкая Евге́ния Матве́евна [10(23).11.1904, Екатеринослав, Российская империя, ныне Днепр, Украина – 5.7.1965, Москва; похоронена на Востряковском кладбище], российская певица (меццо-сопрано, контральто), заслуженная артистка РСФСР (1940).
Биография
Пению обучалась в Екатеринославском музыкальном техникуме у М. М. Энгель-Крона, затем (у него же) в Киевской консерватории (1923–1927). Ещё будучи студенткой, выделялась большим диапазоном голоса, позволявшим ей петь и меццо-сопрановые, и контральтовые партии. В 1927–1931 гг. солистка Киевского театра оперы и балета (впервые выступила на этой сцене в 1926 в партии Полины в «Пиковой даме» П. И. Чайковского). Среди исполненных здесь партий: Никлаус («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Зибель («Фауст» Ш. Гуно), Полина и Миловзор («Пиковая дама» Чайковского).
В 1931–1941 гг. солистка ленинградского Государственного театра оперы и балета, пела здесь партии Княгини («Русалка» А. С. Даргомыжского), Ядвиги («Вильгельм Телль» Дж. Россини), Ольги («Евгений Онегин» Чайковского), Кончаковны («Князь Игорь» А. П. Бородина), Ратмира, Вани («Руслан и Людмила», «Иван Сусанин» М. И. Глинки), Эрды и Флосхильды («Золото Рейна», «Гибель богов» Р. Вагнера), Клариче («Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева), Матули («Щорс» Г. К. Фарди).
Лауреат Ленинградского конкурса вокалистов на лучшее исполнение произведений советских композиторов (1937, 3-я премия). Диплом Всесоюзного конкурса вокалистов в Москве (1939). В 1940 г. с труппой Ленинградского театра оперы и балета приняла участие в Декаде ленинградских театров в Москве, превосходно исполнив, по отзывам печати, партии Бабарихи («Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова) и Вани («Иван Сусанин» Глинки).
В 1941–1948 гг. солистка Ленинградской филармонии. В годы Великой Отечественной войны выступала в концертах, на сценах рабочих клубов, в воинских частях и госпиталях Новосибирска, где тогда находился коллектив филармонии, в городах Кузбасса.
В 1948–1959 гг. солистка московского Большого театра (отдельные выступления продолжались до 1965), дебютировала в партии Княгини («Русалка» А. С. Даргомыжского). Исполняла ведущие и второстепенные партии меццо-сопрано и контральто, среди них: Власьевна («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Егоровна («Дубровский» Э. Ф. Направника), Гата («Проданная невеста» Б. Сметаны), Мамка Ксении («Борис Годунов» М. П. Мусоргского; все – 1948), Ратмир («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Графиня, Филиппьевна («Пиковая дама», «Евгений Онегин» Чайковского), Нежата («Садко» Римского-Корсакова; все – 1949), Павлина («От всего сердца» Г. Л. Жуковского), Марта («Иоланта» Чайковского), Ваня («Иван Сусанин» Глинки; все – 1951), Свояченица («Майская ночь» Римского-Корсакова, 1952), Княгиня Щепина-Ростовская («Декабристы» Ю. А. Шапорина, 1-я исполнительница, 1953), Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина, 1956), Ненила («Чародейка» Чайковского), Бурыйя («Её падчерица» Л. Яначека; обе – 1958), Бабариха («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, 1959), Ахросимова («Война и мир» С. С. Прокофьева, 1960).
Обладала глубоким, мягким голосом сочного, светлого, хорошо узнаваемого тембра, подходившего для партий с народным, национальным колоритом (Власьевна, Филиппьевна, Егоровна, Бабариха, Мамка Ксении, Свояченица). Высшим вокально-сценическим достижением Вербицкой стал психологически сложный образ Графини в «Пиковой даме» Чайковского (этим спектаклем певица простилась со сценой Большого театра 11 мая 1965).
В концертах пела сольные партии в Симфонии № 9 Л. ван Бетховена, Мессе си минор И. С. Баха, в кантатах «На поле Куликовом» Ю. А. Шапорина, «Александр Невский» (1-е исполнение, 20 декабря 1940, дирижёр А. Л. Стасевич), оратории «Иван Грозный» С. С. Прокофьева, в симфонической поэме «Жди меня» А. Л. Локшина (1-е исполнение, 22 апреля 1943, дирижёр Е. А. Мравинский), в «Прибаутках» И. Ф. Стравинского (дирижёр К. Зандерлинг), исполняла оперные арии (Ратмира из оперы «Руслан и Людмила», Вани из оперы «Иван Сусанин» Глинки, Далилы из оперы «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, Кармен из одноимённой оперы Ж. Бизе, Клитемнестры из «Орестеи» С. И. Танеева), гадание Марфы из оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского, Вакхическую песню из оперы «Месть» А. Г. Рубинштейна, песню Азучены из «Трубадура» Дж. Верди, сцену в спальне Графини и др., арию Глинки «Молдаванская цыганка» (по рукописи, дирижёр А. В. Гаук), романсы и песни А. А. Алябьева, Н. А. Титова, А. И. Дюбюка, А. Е. Варламова, А. Г. Рубинштейна, М. А. Балакирева, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Ц. А. Кюи, Ю. А. Шапорина, Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Ж. Бизе, А. Дворжака, С. Шаминад, П. де Сарасате («Чёрный веер»), А. А. Крейна (песня Земфиры), В. М. Дешевова (2 песни Лауры), И. О. Дунаевского («Моя Москва») и др. В 1946 г. выступала с концертами в Австрии и Чехословакии.
Автор статей об оперном искусстве, о молодых артистах и премьерных спектаклях Большого театра (в газете «Советский артист»). Написала воспоминания о Н. А. Обуховой.
Аудио- и видеозаписи
С участием Вербицкой записаны оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (Ратмир, 1954, дирижёр К. П. Кондрашин), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (Мамка Ксении, 1949, дирижёр Н. С. Голованов; 1962, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев), «Майская ночь» (Свояченица, 1951, дирижёр В. В. Небольсин), «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова (Бабариха, 1958, дирижёр Небольсин), «Пиковая дама» (Графиня, 1950, дирижёр Мелик-Пашаев; 1957, дирижёр Б. Э. Хайкин), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (Филиппьевна, 1955, дирижёр Хайкин), «Дубровский» Э. Ф. Направника (Егоровна, 1949, дирижёр Небольсин), «Проданная невеста» Б. Сметаны (Гата, 1949, дирижёр Кондрашин), «Её падчерица» Л. Яначека (Бурыйя, 1958, дирижёр З. Халабала), «От всего сердца» Г. Л. Жуковского (Павлина, 1951, дирижёр Кондрашин), «Декабристы» Ю. А. Шапорина (Щепина-Ростовская, 1954), «Война и мир» С. С. Прокофьева (Ахросимова, 1961; обе – дирижёр Мелик-Пашаев), сцена в корчме из оперы «Борис Годунов» Мусоргского (Шинкарка, 1952, дирижёр Небольсин, в партии Варлаама – М. О. Рейзен), песня Ильиничны из музыки Глинки к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1940), дуэт Прилепы и Миловзора («Пиковая дама», с А. А. Халилеевой, 1938), романсы и песни А. А. Алябьева («Я вас любил»), Н. А. Титова («Ничего мне на свете не надо»), Н. Д. Дмитриева («Воспоминание»), П. И. Чайковского («Разочарование», «Закатилось солнце», «Средь шумного бала»), С. В. Рахманинова («Не верь мне, друг», «У врат обители святой», «О, не грусти», «Утро»), В. А. Белого («Орлёнок»), Д. А. Прицкера («Колыбельная»). Издана сольная грампластинка Вербицкой «Арии и романсы» («Мелодия», 1977).
Снялась в фильме-опере «Борис Годунов» (Мамка Ксении, режиссёр В. П. Строева, 1954).
Награды
Награждена орденом «Знак Почёта» (1939).