Ария
А́рия (итал. aria, от греч. ἀέρα, вин. падеж слова ἀήρ – воздух, атмосфера), 1) вокальная композиция в опере, оратории или кантате, с середины 19 в. и в оперетте; реже – самостоятельное произведение.
Исполняется певцом-солистом в сопровождении оркестра. К середине 17 в. (венецианская школа, К. Монтеверди) наметились характерные для итальянской оперной арии типы мелодики (бельканто, колоратура). Во 2-й половине 17 в. кристаллизуется драматургическая функция арии как лирического центра (в отличие от речитатива). У композиторов неаполитанской школы (А. Скарлатти и др.) закрепилась типичная структура – 3-частная ария да капо (da capo) с повторением 1-й части по схеме ABA; реприза богато орнаментировалась певцом, демонстрировавшим блестящее вокальное мастерство. Типы итальянской арии: «бравурная» (aria di bravura), «характерная» (di carattere), «певучая» (cantabile) и др. Французским и немецким оперным ариям конца 17 – 1-й половины 18 вв. присущи простота структуры, песенность. Форма итальянской арии да капо с участием обязательных («облигатных») концертирующих инструментов (труба, скрипка и др.) нашла претворение в кантатах, пассионах и Mессе h-moll И. С. Баха. Ария, ранее выражавшая типизированные состояния, превращается в органический элемент музыкально-драматического действия в реформаторских операх К. В. Глюка.
Новые виды арии 18 в.: каватина, ария-рондо, концертная ария. Высшие достижения в опере конца 18 в. – арии В. А. Моцарта (индивидуализация образов в «комедиях характеров» «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан»). Опера 19 в. обогатилась арией-стретто и песенными разновидностями арии (баллада, романс). Наибольшего жанрового разнообразия ария достигла в середине 19 в., главным образом в связи с развитием национальных школ, в том числе русской (оперы М. И. Глинки, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского). С усилением драматургической целостности оперы ария уступает место монологу (у М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева и др.). См. также Ариетта, Ариозо.
2) Многозначный термин, первоначально объединявший ряд песенно-танцевальных жанров западноевропейской музыки (франц. air, буквально – воздух, также наружность, стиль; англ. ayre). Известен с 15 в. В 16 в. в Италии арией назывались анонимные песни на народные тексты (aria napoletana), во Франции – строфические песни, с начала 17 в. – инструментальные пьесы танцевального или песенного характера (air français). Получили распространение арии для голоса с аккомпанементом лютни или гитары, реже встречаются 4-голосные вокальные арии. Разновидности сольной вокальной арии: «придворная» (air de cour), «серьёзная» (sérieux), «духовная» (spirituel) и др. Близки по жанру многоголосные вокальные пьесы в сборниках английских композиторов Дж. Дауленда («The first book of songs or ayres…», 1597) и Т. Морли («The first booke of ayres…», 1600). М. Ламбер, М. Лабар во Франции расширяли форму арии, включая в неё дополнительные куплеты с вариациями – дубли. Инструментальная ария входила в балеты, балетные интермедии. Под влиянием французской музыки немецкие композиторы 17–18 вв. включали инструментальные арии в сюиту (Ария из оркестровой сюиты D-dur И. С. Баха).