Автономная музыка
Автоно́мная му́зыка (нем. autonome Musik), эстетическая и социологическая концепция, сложившаяся в Германии в 20 в. Автономная музыка задумывается автором как самодостаточная, не связанная никакими общественными функциями вроде сопровождения богослужения, танца, кинофильма, компьютерной игры и др., идеологической пропаганды, психотерапии, релаксации (англ. chill-out music) и т. д.
После того, как на понятийном уровне автономная музыка противопоставлена «функциональной» (нем. funktionale Musik), неизбежно встаёт проблема критериев, по которым следует отличать первую от второй. Например, музыка, исполняемая на концерте, не считается функциональной, поскольку предназначена специально для слушания, при этом программа концерта может включать в себя мессы, балетные номера, симфонические поэмы и другие сочинения, имеющие очевидную функциональную нагрузку. К тому же, если музыка развлекает посетителя концерта, значит она выполняет развлекательную общественную функцию. Автономной чаще называют музыку высшего эстетического порядка (как додекафонные произведения А. фон Веберна или сериальный этюд «Лад длительностей и интенсивностей» О. Мессиана) уже на том основании, что она возникает не из интенции иллюстрировать, сопровождать или разъяснять нечто немузыкальное. Хотя отсутствие такой интенции само по себе не гарантирует наличия у «имманентно-музыкального» авторского опуса художественных достоинств, а престижное потребление автономной музыки «эстетами», социальными снобами, в сущности, тоже общественная функция.
Бинарные эстетические оппозиции, родившиеся в попытках сформулировать специфику «идеальной» музыки, отмечаются в Германии уже в 19 в. Красоту «специфически музыкального» (нем. specifisch Musikalisches), лежащего «только в звуках и их художественном объединении», в противовес музыке, зависимой от внешнего содержания и мыслимой как изображение человеческих чувств, отстаивал Э. Ганслик (Hanslick. 1854. S. 31–32). В 20 в. акцент исследований переместился из эстетики в социологию. Г. Кречмар в 1903 г. противопоставлял музыку как «свободное искусство» (нем. freie Kunst) музыке как «обслуживающему искусству» (нем. dienende Kunst) (Kretzschmar. 1903. S. 103). В 1925–1926 гг. Г. Бесселер использовал пару понятий «обиходная музыка» (нем. umgangsmäßige Musik, Umgangsmusik) – «самостоятельная музыка» (нем. eigenständige Musik); вторую позднее (1959) он переименовал в «преподносимую музыку» (нем. Darbietungsmusik), акцентируя её предназначение для слушания как такового. Термин «автономная музыка» впервые систематически употребляется в публичной дискуссии Т. Адорно и Э. Кшенека, развернувшейся в 1936 г. на страницах периодического издания «23. Венский музыкальный журнал» (23. Eine Wiener Musikzeitschrift). В ценностной иерархии немецких интеллектуалов 20 в. функциональная музыка располагается ниже автономной, поскольку служит внемузыкальной цели. И наоборот, в глазах защитников политической идеологии, например, Х. Эйслера, автономная музыка – «буржуазный» феномен с негативными коннотациями, ибо «музыка развивается только в противоречивом отношении музыки к обществу» (цит. по: Massow. 1994. S. 7), и потому функциональная (в данном контексте – идеологическая) нагрузка музыки выше её автономии.
Пик дискуссий об автономной и функциональной музыке пришёлся на последнюю треть 20 в., среди прочих в ней приняли участие крупные немецкие учёные Х. Г. Эггебрехт и К. Дальхауз. В англоязычном музыкознании термин «автономная музыка» (англ. autonomous music) мало употребителен, в близком по значению смысле используется исторический термин абсолютная музыка или словосочетание «чистая музыка» (англ. pure music).
См. также статью Прикладная музыка.