Трио
Три́о (итал. trio), 1) ансамбль, состоящий из трёх музыкантов. Различаются трио: инструментальное, вокальное, вокально-инструментальное. Трио могут быть однородными (например, только смычковыми) и смешанными (например, смычковые инструменты и фортепиано). См. также Терцет.
2) Музыкальное сочинение для трёх инструментов или певческих голосов. Инструментальное трио происходит от трио-сонаты. В классико-романтической традиции трио – разновидность сонатно-симфонического цикла. Чаще встречается т. н. фортепианное трио (скрипка, виолончель, фортепиано), зародившееся в середине 18 в. у композиторов мангеймской школы; образцы – у композиторов венской классической школы, И. Брамса, П. И. Чайковского («Памяти великого художника», 1882), С. В. Рахманинова («Элегическое трио», 1893), М. Равеля (1914), Д. Д. Шостаковича (№ 2, 1944). Более редки струнные трио (состав: скрипка, альт, виолончель), образцы – у Й. Гайдна, Л. ван Бетховена, С. И. Танеева. Несистемные составы: фортепиано, кларнет и фагот («Патетическое трио» М. И. Глинки), два гобоя и английский рожок (у Бетховена) и др.
3) Трио для органа (нем. Orgel-Trio) – трёхголосное полифоническое сочинение для двух мануалов и педали: одночастное (четыре Trio И. С. Баха BWV 583–586, шесть Trio Макса Регера op. 47), также многочастное (шесть трёхчастных Trio Баха BWV 525–530; позднее названы «органными сонатами» или «трио-сонатами»).
4) Частный случай устойчивой средней части в трёхчастных сложных формах. Название и функция в форме – от промежуточных частей в танцевальных произведениях 17 в. (Ж.-Б. Люлли), которые излагались в виде трёх партий на трёх нотоносцах (исполнялись двумя солистами – например, двумя скрипками – и бассо континуо) в противовес к тутти в основных частях. Отсюда – жанрообразующий в классико-романтических сложных трёхчастных формах с трио контраст полнозвучных, содержательно более значимых и (как следствие) гармонически и структурно более изощрённых крайних частей и прозрачно изложенного, «простенького» трио. Обозначения: trio; maggiore или minore (если трио в одноимённой тональности); intermezzo (например, второе трио в скерцо Фортепианной сонаты № 1 Р. Шумана). Со второй половины 19 в. подобные обозначения постепенно почти исчезли.