Конкурентное право Европейского союза
Конкуре́нтное пра́во Европе́йского сою́за, система нормативных актов Европейского союза (ЕС), направленных на защиту конкуренции и содействие эффективному функционированию единого европейского рынка. Конкурентное право ЕС является составной частью Европейского права, формирование которого началось одновременно с созданием европейских сообществ (Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического сообщества, Европейского сообщества по атомной энергии).
Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г.
Первоначально нормы о конкуренции на уровне стран Европы были отражены в Договоре об учреждении Европейского объединения угля и стали, заключённом в 1951 г. Статьёй 65 указанного договора были запрещены все соглашения между предприятиями, решения объединений предприятий, а также согласованные действия (картельная практика), направленные на то, чтобы прямо или косвенно помешать, ограничить или расстроить нормальную конкуренцию на общем рынке. Статья 66 включала в себя положения о концентрации, а также о злоупотреблении доминирующим положением.
Договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г.
В дальнейшем нормы о конкуренции включил в себя и Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (Римский договор) от 25 марта 1957 г., который содержит положения, устанавливающие запрет на заключение антиконкурентных соглашений и злоупотребление доминирующим положением на рынке (статьи 85, 86), а также на предоставление государственной помощи, которая ограничивает или может ограничить конкуренцию путём создания преимуществ для отдельных предприятий (ст. 92).
Договор о функционировании Европейского союза
В результате изменений, внесённых Лиссабонским договором от 13 декабря 2007 г., Римский договор получил наименование Договора о функционировании Европейского союза (далее – Договор о функционировании ЕС), а вышеуказанные положения о конкуренции содержатся в главе 1 «Правила конкуренции» (статьи 101–109) данного договора.
Норма ст. 101 Договора о функционировании ЕС запрещает соглашения между предприятиями, решения объединений предприятий и согласованные действия, которые могут оказать влияние на торговые отношения между государствами – членами ЕС и которые имеют целью или результатом создание препятствий для конкуренции на внутреннем рынке ЕС, а также её ограничение или устранение. При этом под запрет подпадают соглашения:
устанавливающие прямо или косвенно цены либо другие условия торговли;
ограничивающие производства, рынки сбыта, техническое развитие или инвестиции;
разделяющие рынки или источники снабжения;
применяющие к торговым партнёрам неравные условия, ставя их тем самым в невыгодные конкурентные условия;
обязывающие партнёров брать на себя дополнительные обязательства, не связанные по характеру или в силу торговых обычаев с предметом таких договоров.
Положения ст. 101 Договора о функционировании ЕС не применимы к соглашениям, решениям, а также к согласованным действиям, которые способствуют улучшению производства или техническому либо экономическому прогрессу и не налагают на предприятия каких-либо ограничений, которые не являются необходимыми для достижения этих целей, а также не предоставляют этим предприятиям возможность ограничивать конкуренцию.
Статья 102, устанавливающая запрет на злоупотребление доминирующим положением, содержит открытый перечень видов таких действий:
навязывание прямым или косвенным образом цен покупки или продажи, а также других несправедливых условий торговли;
ограничение производства, сбыта или технического развития в ущерб потребителям;
применение к торговым партнёрам неравных условий в отношении равноценных сделок, ставя их тем самым в невыгодное конкурентное положение;
заключение договоров с принятием партнёрами дополнительных обязательств, не связанных по характеру или в силу торговых обычаев с предметом таких договоров.
В соответствии со ст. 107 Договора о функционировании ЕС является несовместимой с внутренним рынком любая помощь, оказываемая государством – членом ЕС или за счёт государственных средств в любой форме, путём поддержки отдельных предприятий или производства определённых товаров, которая ограничивает или может ограничить конкуренцию.
Таким образом, можно выделить 4 условия, наступление которых в совокупности влечёт признание государственной помощи незаконной. Во-первых, данная помощь должна быть оказана государством – членом ЕС либо прямо или косвенно выделена из государственных средств. Данное положение охватывает не только непосредственно государственную помощь, но также и помощь, оказываемую через государственные или частные организации, определяемые государством. Во-вторых, оказываемая помощь должна предоставлять преимущество получателю, т. е. предприятию. Государственная помощь может выражаться не только в предоставлении субсидий или займов, но и в уменьшении различного рода расходов предприятия, например частичном или полном освобождении от налогообложения. В-третьих, такая помощь должна непосредственно угрожать конкуренции, снижая затраты одного предприятия, тем самым ставя его в более выгодное положение по сравнению с другими. В-четвертых, государственная помощь должна оказывать такое влияние на внутренний рынок ЕС, при котором данная помощь укрепляет позиции предприятия по сравнению с конкурентами, действующими на рынке ЕС.
Договор о функционировании ЕС также содержит положения, устанавливающие полномочия в сфере конкуренции Совета ЕС как законодательного органа и Европейской комиссии (далее – Комиссия ЕС) как органа исполнительной власти. Так, ст. 103 Договора уполномочивает Совет ЕС принимать соответствующие регламенты и директивы, которые необходимы для реализации принципов, изложенных в статьях 101 и 102, по предложению Комиссии ЕС и после проведения консультаций с Европейским парламентом. Статья 105 Договора о функционировании ЕС наделяет Комиссию ЕС полномочием проводить по предложению государства-члена или по собственной инициативе в сотрудничестве и при поддержке национальных компетентных органов государств – членов ЕС расследования случаев возможного нарушения положений статей 101 и 102. При обнаружении признаков совершения подобных нарушений Комиссия ЕС принимает соответствующие меры по пресечению незаконных действий.
Статья 109 Договора о функционировании ЕС уполномочивает Совет ЕС по предложению Комиссии ЕС и после проведения консультаций с Европейским парламентом принимать регламенты, касающиеся применения положений о государственной помощи (статьи 107 и 108).
Договор о Европейском союзе 1992 г.
Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор) от 7 февраля 1992 г. (далее – Договор о ЕС) закрепляет, что «Союз создаёт внутренний рынок. Он старается обеспечить устойчивое развитие Европы на основе сбалансированного экономического роста и стабильности цен, наличие в высокой степени конкурентоспособной социальной рыночной экономики, стремящейся к полной занятости и социальному прогрессу, а также высокий уровень охраны и улучшения качества окружающей среды» (п. 3 ст. 3 Договора о Европейском союзе с изменениями, внесёнными Лиссабонским договором 2007).
Также важно отметить, что в Протоколе № 27 о внутреннем рынке и конкуренции особо подчёркивается право ЕС при необходимости принимать в соответствии со ст. 352 Договора о функционировании ЕС меры по недопущению ограничения конкуренции на внутреннем рынке.
Регламенты и директивы Совета ЕС и Европейского парламента
Регулирование конкуренции в ЕС осуществляется также на основе регламентов и директив Совета ЕС и Европейского парламента. Прежде всего необходимо выделить Регламент Совета ЕС № 17 1962 г., устанавливающий процедуру применения статей 85 и 86 Римского договора. В частности, Регламент определяет полномочия Комиссии ЕС по рассмотрению дел о нарушении положений законодательства ЕС в сфере конкуренции; порядок взаимодействия между Комиссией ЕС и национальными органами; размер штрафных санкций, применяемых к предприятиям в случае выявления нарушений положений о конкуренции. В 1965 г. был издан Регламент Совета ЕС № 19/65/EEC о применении раздела 3 ст. 85 Римского договора, устанавливающий право Комиссии ЕС издавать регламенты, предусматривающие основания допустимости определённых видов соглашений.
Длительное время в ЕС отсутствовали правила осуществления концентрации предприятий. Только в 1989 г. был принят специальный Регламент Совета ЕС № 4064/89, спустя 15 лет заменённый Регламентом № 139/2004. В соответствии с положениями нового регламента под концентрацией понимается переход контроля над предприятием путём слияния двух и более ранее независимых предприятий, а также частей предприятий или установление прямого или косвенного контроля над предприятием или частями одного или нескольких предприятий путём приобретения одним или несколькими лицами ценных бумаг или активов при условии, что данными лицами уже контролируется как минимум одно предприятие (ст. 3). Также под понятие «концентрация» подпадает создание совместного предприятия, которое осуществляет функции самостоятельного хозяйствующего субъекта (ст. 4). Согласно ст. 1 Регламента № 139/2004, его действие распространяется на все сделки по концентрации предприятий, осуществляемые в ЕС, если совокупный мировой оборот предприятий в год превышает 5 млрд евро, а оборот по крайней мере одного из предприятий, участвующих в сделке, превышает 250 млн евро. В случае если более ⅔ этого оборота приходится на одно государство – член ЕС, такая сделка не подпадает под действие данного Регламента. Кроме того, сделка подлежит контролю в соответствии с Регламентом, если совокупный мировой оборот предприятий в год превышает 2,5 млрд евро, а оборот как минимум в каждом из трёх государств – членов ЕС превышает 100 млн евро. При этом в каждом из данных государств оборот минимум двух предприятий должен составлять более 25 млн евро на каждое предприятие, а также совокупный оборот двух любых участвующих в сделке предприятий, осуществляющих деятельность на территории Европейского союза, должен превышать 100 млн евро. Комиссия ЕС обладает исключительной компетенцией в отношении сделок, которые превышают данные пороговые значения.
Рост рынка ЕС на рубеже 20 и 21 вв. привёл к тому, что Комиссия ЕС оказалась не в состоянии справиться с повысившейся нагрузкой: стала очевидна необходимость в реформировании норм о конкуренции. Специалист в области права ЕС Ю. М. Юмашев обращает внимание на 2 фактора, свидетельствующих о чрезвычайной перегруженности Комиссии ЕС в данный период времени (Юмашев. 2014). Во-первых, фактическое увеличение количества дел, во-вторых, продолжительность их рассмотрения, достигающая нескольких лет. К изменениям подталкивало и расширение ЕС. Эти тенденции привели к принятию Регламента Совета ЕС № 1/2003 (известного как «регламент модернизации»), содержащего положения о полномочиях Комиссии ЕС, национальных антимонопольных органов и национальных судов государств – членов ЕС. Одним из основных нововведений стало наделение национальных судов правом самостоятельно применять положения Римского договора в сфере конкуренции. Кроме того, в акте детально регламентируются отношения между судебными органами государств – членов ЕС и Комиссией ЕС (ст. 12). Так, национальные суды получили возможность запрашивать у Комиссии ЕС имеющуюся информацию, а также мнение Комиссии ЕС относительно вопросов применения правил о конкуренции ЕС. На государства – члены ЕС, в свою очередь, возложена обязанность по направлению в Комиссию ЕС копий решений национальных судов по делам о нарушении законодательства в сфере конкуренции. Антимонопольные органы государств – членов ЕС также вправе принимать участие в работе национальных судов посредством представления письменных или устных замечаний по вопросам применения положений законодательства в сфере конкуренции. Важно заметить, что национальные суды не вправе принимать решения, противоречащие решениям Комиссии ЕС (ст. 16).
Интерес также представляет Директива Европейского парламента и Совета ЕС № 2014/104/ЕС о правилах возмещения убытков в соответствии с национальным законодательством за нарушение положений законодательства государств – членов ЕС о конкуренции. В преамбуле данного акта отмечается, что право на возмещение убытков, причинённых в результате нарушения союзного и национального законодательства о конкуренции, требует от каждого государства-члена наличия процессуальных норм, обеспечивающих эффективное осуществление этого права.
Важным шагом на пути гармонизации европейского законодательства в сфере недобросовестной конкуренции стала разработка Директивы Европейского парламента и Совета ЕС № 2005/29/ЕС о недобросовестной торговой деятельности. Директива нацелена на создание в странах ЕС единого правового механизма, направленного на предотвращение недобросовестной коммерческой деятельности, связанной с рекламой, вводящей в заблуждение, сравнительной рекламой, рекламой определённых видов товаров, рекламой на телевидении, в Интернете и с помощью других средств коммуникации.
Регламенты и директивы Европейской комиссии
Нормы конкурентного права содержатся также в регламентах и директивах Комиссии ЕС. Среди них немаловажное значение имеют, в частности, Регламент № 330/2010 о применении ст. 101 (3) Договора о функционировании ЕС в отношении вертикальных соглашений и согласованных действий и Директива № 2002/77/EC о конкуренции на рынках сетей и услуг электронной связи.
Решения Суда ЕС
Большую роль в развитии конкурентного права ЕС имеют решения Суда ЕС. По общему правилу судебные решения рассматриваются в качестве прецедентов и как таковые являются обязательными для всех государств – членов ЕС. Так, например, Европейский суд сыграл немаловажную роль в расширении перечня субъектов законодательства ЕС в сфере конкуренции, широко определив понятие «предприятие» в решении по делу Höfner and Elser v Macrotron. Суд указал, что под предприятием понимается любой субъект, осуществляющий экономическую деятельность, вне зависимости от его юридического статуса и способа финансирования.
Таким образом, Суд ЕС не только вносит вклад в толкование норм о конкуренции, но и своими решениями по конкретным делам восполняет пробелы в законодательстве в сфере конкуренции.