Экстерналия
Экстерналия. В экономике экстерналией называется внешний эффект или последствие экономической деятельности объекта, оказывающие положительное либо отрицательное воздействие на субъектов экономической деятельности, причём отрицательное воздействие проявляется чаще. Также экстерналия – решение индивида, влияющее на условия принятия решения другим индивидом (Текеева А. Х. Микроэкономика. Ч. 3. Москва, 2020. С. 150–151). Экстерналии рассматриваются как влияние экономического взаимодействия двух субъектов на третьих лиц, напрямую не относящихся к сделке. Ситуации с экстерналиями характеризуются конфликтами интересов частных лиц по поводу использования благ, права на которые не являются эксклюзивными. Коллективные блага – частный случай экстерналий. Основу понятия «экстерналия» в экономике заложил А. С. Пигу. В книге «Экономическая теория благосостояния» (1920) он предложил интернализацию внешних эффектов, т. н. налог Пигу (Pigovian Tax), которым облагается предприниматель за деятельность, имеющую отрицательные последствия (отрицательные внешние эффекты), при этом затраты не включаются в рыночную стоимость (Пигу А. Экономическая теория благосостояния. Т. 1. Москва, 1985. С. 259–260). Например, повышенный налог за выбросы вредных веществ в атмосферу. Виды экстерналий – экстерналии производства и экстерналии потребления; положительные и отрицательные. Полное устранение экстерналий, как правило, экономически неэффективно, оцениваются предельные внешние издержки или предельный внешний вред, который наносится обществу при эффективном уровне производства. Экстерналии не влияют на рыночную цену и могут стать источником экономической неэффективности (Пиндайк Р. С. Микроэкономика / Р. С. Пиндайк, Д. Л. Рабинфельд. Москва [и др.], 2002. С. 568).