Конкурентная среда
Конкуре́нтная среда́, условия, которые возникают и формируются между юридическими и/или физическими лицами в процессе выяснения отношений по поводу права обладания чем-либо (ресурсы, собственность и др.) или условия, в которых проходит их состязание (борьба, соревнование, спор) за место на рынке.
Источником возникновения конкурентной среды является конкурентное положение юридических и/или физических лиц – их конкурентная позиция по отношению к субъектам конкурентного окружения. Формирует конкурентную среду борьба за деньги потребителя, на которые можно приобрести социальные, экономические и другие блага, т. е. конкурентная среда есть результат борьбы и условие её существования. Новые субъекты рыночных отношений всегда становятся претендентами на что-либо, и, таким образом, конкуренция формирует и развивает новые конкурентные среды.
Конкурентная среда является результатом не только рыночных отношений, но и институциональных условий, регламентирующих конкуренцию хозяйствующих субъектов. Другими словами, актуальная конкурентная среда – это следствие сложившихся экономических институтов, регулирующих конкуренцию.
Состояние конкурентной среды и рыночных отношений зависит не только от институциональных условий, но и от реализуемых обществом моделей экономического развития и схем хозяйствования, в рамках которых экономические субъекты осуществляют взаимодействие.