Саундтрек
Саундтре́к (англ. soundtrack), выбранное или созданное музыкальное сопровождение фильма, телесериала, видеоигры или других медиумов. Саундтреки могут выпускаться для книг, используются в тематических парках развлечений, подкастах, на выставках, во время мероприятий и рекламных кампаний. Часто издаются в виде отдельных музыкальных альбомов. Саундтреки не только управляют вниманием зрителя, создают психологический фон и дополняют смысл произведения, но и служат средством продвижения медиапродукта.
Саундтрек в кинематографе
Понятие «саундрек» возникло в киноиндустрии и тесно связано с киномузыкой. Некоторые исследователи разделяют понятия «оригинальный саундтрек» и «киномузыка» в целом (Зырянов. 2021), другие под саундтреком понимают всю совокупность самостоятельных музыкальных композиций фильма, за исключением звуковых эффектов (Wiezbicki. 2009).
В эпоху немого кино показ фильмов в кинотеатрах часто сопровождался музыкой из фонографа или живым исполнением (Paris. 2023). В этот период появились и первые музыкальные композиции, созданные специально для кинофильмов. Композитор Дж. К. Брейл, написавший музыку для картины «Рождение нации» и других кинолент, считается одним из первых создателей киномузыки (Wiezbicki. 2009. P. 58–61). Некоторые немые фильмы получили музыкальное сопровождение через несколько десятилетий после выхода. Так, многие музыканты и музыкальные коллективы (например, композитор М. Найман, группы Biosphere, The Cinematic Orchestra и др.) обращались к немому авангардному документальному фильму Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» и выпускали собственные версии его музыкального оформления.
Появление звукового кино изменило кинопроизводство: кинокомпозиторы выделились в отдельную профессиональную группу. К родоначальникам киномузыки также относят М. Штайнера, Э. В. Корнгольда, А. Ньюмана, М. Рожу, Б. Херрмана. Штайнер, в частности, применил вагнеровскую технику лейтмотивов к музыке для фильма ужасов «Кинг-Конг» (Paris. 2023). Штайнер стремился акцентировать отдельные сцены и использовал несколько музыкальных тем для углубления образов героев и событий. Кроме того, он адаптировал классическую музыку к формату голливудского кино (Dyer. 2007. P. 250; Gabbard. 2007. P. 264).
Растущее значение музыки для кинофильмов было отмечено появлением специальных кинопремий. Так, с 1935 г. присуждается премия «Оскар» за лучшую оригинальную музыку к фильму и премия «Оскар» за лучшую песню к фильму.
Помимо инструментальной музыки в 1930-х гг. в кинематографе начали использовать и песни. «Марш весёлых ребят» Л. О. Утёсова на музыку И. О. Дунаевского, звучавший в советской музыкальной комедии «Весёлые ребята», быстро ушёл в народ и впоследствии обогнал по популярности сам фильм (Немова. 2023). Песни к мультфильму У. Диснея «Белоснежка и семь гномов» («Snow White and the Seven Dwarfs», 1937, режиссёры Д. Хэнд и др.) были в 1938 г. выпущены отдельным релизом и стали первым изданным альбомом-саундтреком в истории кино. В 1939 г. вышла музыкальная сказка «Волшебник страны Оз» («The Wizard Of Oz», режиссёр В. Флеминг). Песня Дороти «Somewhere Over the Rainbow» из картины стала настолько популярна, что позднее использовалась в других фильмах – «Знакомьтесь, Джо Блэк» («Meet Joe Black», 1998, режиссёр М. Брест), «Звезда родилась» («A Star is Born», 2018, режиссёр Б. Купер) и др. (Макарский. 2021).
В 1940-х гг. в саундтреках фильмов продолжало превалировать классическое звучание. Уже в 1950-х гг. в киномузыке начал активно использоваться джаз. Саундтрек фильма «Трамвай "Желание"» («A Streetcar Named Desire», 1951, режиссёр Э. Казан) – адаптации одноимённой пьесы Теннеси Уильямса, был написан композитором А. Нортом и во многом опирался на джазовые аранжировки. В 1958 г. вышла картина Л. Маля «Лифт на эшафот» («Ascenseur pour l’échafaud»), в качестве саундтрека к которому был выпущен одноимённый альбом джазовых импровизаций М. Дейвиса. На этот же период приходится открытие рекламного потенциала саундтреков. Так, песня «The Ballad of High Noon» из фильма «Ровно в полдень» («High Noon», 1952, режиссёр Ф. Циннеман), сочинённая композитором Д. Тёмкиным и Н. Вашингтоном, благодаря частому звучанию (ротации) на радио стала хитом и привлекала внимание радиослушателей к картине. В 1950-х гг. также вышли киномюзиклы «Поющие под дождём» и «Звезда родилась», саундтреки которых впоследствии пользовались большой популярностью. В итоге в 1959 г. была учреждена премия «Грэмми» за лучший саундтрек для визуальных медиа (Grammy Award for Best Score Soundtrack for Visual Media). В это же десятилетие происходило постепенное жанровое сближение киносаундтрека и популярной музыки.
В 1961 г. вышла романтическая комедия «Завтрак у Тиффани» («Breakfast at Tiffany’s», режиссёр Б. Эдвардс); композиция Г. Манчини «Moon River» из фильма была удостоена премий «Оскар» за лучшую песню к фильму и «Грэмми» за лучшую запись года, а саундтрек-альбом картины находился в чартах журнала Billboard 26 недель (Kalinak. 2010. P. 85). С 1960-х гг. режиссёры кинокартин начали активно использовать уже записанную ранее и известную поп-музыку. В одной из ключевых сцен романтической комедийной драмы «Выпускник» звучит песня «The Sounds of Silence» фолк-дуэта Simon & Garfunkel, а саундтрек фильма состоял из их песен и композиций американского пианиста Д. Грузина. Саундтрек фильма «Беспечный ездок» («Easy Rider», 1969, режиссёр Д. Хоппер) также состоял из песен популярных исполнителей: Дж. Хендрикса, группы Steppenwolf и др. (Creekmur. 2001. P. 384).
С 1970-х гг. в саундтреках начала активно использоваться электронная музыка, в частности синтезаторы. Яркими примерами этой тенденции служат фантастический фильм «Тёмная звезда» («Dark Star», 1974) и хоррор «Хэллоуин» («Halloween», 1978), музыку к которым создал режиссёр картины – Дж. Карпентер, экранизация научно-фантастического романа Ф. Дика – «Бегущий по лезвию» («Blade Runner», 1982, режиссёр Р. Скотт), музыкально оформленная Вангелисом, и др.
В 1960-х гг. в качестве кинокомпозитора прославился Дж. Уильямс, написавший саундтрек для фильма «Звёздные войны: Эпизод IV – Новая надежда» («Star Wars. Episode IV: A New Hope», 1977, режиссёр Дж. Лукас). К этому моменту Уильямс был известным композитором, зарекомендовавшим себя по оскароносному мюзиклу «Скрипач на крыше» («Fiddler on the Roof», 1971, режиссёр Н. Джуисон) и хоррору «Челюсти» («Jaws», 1975, режиссёр С. Спилберг), но именно композиции к культовой медиафраншизе «Звёздные войны» стали одними из наиболее ярких его достижений. Позднее композитор также работал над фильмами таких медиафраншиз, как «Индиана Джонс», «Парк Юрского периода» и «Гарри Поттер».
В 1980–1990-х гг. репертуар саундтреков, наряду с сохраняющей популярность оркестровой и инструментальной музыкой [сочинения Дж. Уильямса для военно-исторической драмы «Империя Солнца» («Empire of the Sun», 1987, режиссёр С. Спилберг)], постепенно включал в себя популярные и авторские песни [композиции Принса в драме «Пурпурный дождь» («Purple Rain», 1984, режиссёр А. Магноли)].
Одним из самых известных саундтреков 1990-х гг. стала музыка из мультфильма «Король Лев» («Lion King», 1994, режиссёры Р. Аллерс и Р. Минкофф). Песни, написанные Элтоном Джоном и Т. Райсом, вместе с музыкой Х. Циммера завоевали любовь зрителей и были удостоены множества престижных премий, включая «Оскар» за лучшую песню к фильму и «Золотой глобус» за лучшую музыку к фильму. В это десятилетие особую популярность и культовый статус приобрели некоторые саундтреки-сборники, например «Криминальное чтиво», «На игле» и др.
В 2000-х гг. саундтреки кинофильмов включали как традиционное оркестровое сопровождение (музыка Х. Циммера и К. Бадельта к приключенческой кинофраншизе «Пираты Карибского моря»), так и сборники песен (например, саундтрек фильма «Сумерки», состоящий из композиций групп Muse, Linkin Park и др.). В 2010–2020-х гг., помимо устоявшихся форм, в саундтреках популярного кинематографа получило распространение более экспериментальное и минималистическое звучание. Музыка Т. Резнора и А. Росса к байопику «Социальная сеть» («The Social Network», 2010, режиссёр Д. Финчер) и Х. Гуднадоуттир к кинокомиксу «Джокер» («Joker», 2019, режиссёр Т. Филлипс) принесли артистам премии «Оскар» в знак признания новаторских решений при создании саундтреков. Музыкальное оформление Циммера к научно-фантастическому эпику «Дюна», отмеченное премией «Оскар» за лучшую музыку к фильму, также носит экспериментальный характер и принадлежит к жанру эмбиент.
Саундтрек в других медиумах
Сериалы
В саундтреках телевизионных сериалов используется всё многообразие музыкального оформления полнометражного кино: классическая, оркестровая и инструментальная музыка, сборники популярных песен, электронная музыка. В большинстве телесериалов открывающие титры каждой серии сопровождаются вступительной заставкой, или опенингом (англ. opening), который зачастую содержит заглавную песню или музыкальную композицию проекта. Так, в начале каждого эпизода сериала «Зачарованные» («Charmed», 1998–2006) звучит кавер группы Love Spit Love на песню «How Soon Is Now?» группы The Smiths, во время опенинга телевизионной драмы «Доктор Хаус» – электронная композиция «Teardrop» группы Massive Attack.
Саундтреки сериалов также выпускаются отдельными музыкальными альбомами. Так, выход каждого сезона сериала «Остаться в живых» сопровождался релизом альбома-саундтрека с оркестровой музыкой композитора М. Джаккино.
Популярность конкретного сериала (как и его культовый статус) также может распространяться и на его саундтрек. Так, известность прибрёл саундтрек сериала «Твин Пикс», написанный А. Бадаламенти и отмеченный премией «Грэмми» за лучшее инструментальное поп-исполнение в 1990 г. Саундтрек сериала породил моду на «музыку в стиле "Твин-Пикс"» и волну подражаний. В 2016 г. вышел трибьют-альбом «Plays the Music of Twin Peaks» американской экспериментальной рок-группы Xiu Xiu.
Большой хронометраж, сложная структура и многосоставность телесериалов способствует «симфонизму» саундтреков, отражающему тонкие оттенки сюжета, отдельных сцен и характеров героев (Петрушанская. 2018. С. 243). Так же, как и в кино, саундтрек в сериале может маркировать происходящее на экране и помогать зрителю разобраться в последовательности событий и смене персонажей. Так, в саундтреке сериала «Игра престолов» различным королевским кланам (домам), локациям и некоторым героям соответствуют собственные лейтмотивы и музыкальные темы.
Видеоигры
Видеоиграм, в отличие от кино, экспериментальное электронное звучание было присуще с самого момента их появления. В 1970-е гг., на начальных этапах развития игровой индустрии, звук в аркадных автоматах и первых приставках генерировался процессором путём преобразования программного кода в звуковой сигнал, т. е. был ограничен производительностью центрального чипа. Во 2-й половине 1980-х гг. музыка в видеоиграх стала обеспечиваться звуковыми платами, что позволило использовать семплирование. Набор доступных для воспроизведения звуков был весьма ограничен, что породило термин «чиптюн» (chiptune), обозначающий 8-битные и 16-битные звуковые эффекты и мелодии. Уже на раннем этапе развития видеоигр появились игровые композиторы, например Кондо Кодзи, создавший музыкальное оформление франшиз «Super Mario Bros.» и «The Legend of Zelda», и Уэмацу Нобуо, написавший музыку для многих игр серии «Final Fantasy».
Полноценное музыкальное сопровождение в видеоиграх появилось в эпоху CD-дисков. Инновационным оказался саундтрек ролевой игры «The Elder Scrolls III : Morrowind» (2002) студии Bethesda Game Studios. Написанная Дж. Соулом эпическая оркестровая музыка была высоко оценена игроками и критиками и вышла на отдельном диске. В 2003 г. была основана премия Британской академии в области видеоигр (British Academy Games Awards), одна из номинаций которой отведена игровым саундтрекам. В 2010 г. композиция «Baba Yetu» К. Тина из саундтрека пошаговой стратегии «Sid Meier’s Civilization IV» (2005) получила премию «Грэмми» в категории «Лучшая инструментальная аранжировка в сопровождении вокалистов» (Погорский. 2021). Со временем все крупные игровые премии учредили номинации в категории саундтреков и игровой музыки.
По мере развития видеоигр, расширения технических возможностей и утверждения их в качестве нового медиума в сфере искусства и развлечений, к работе над саундтреками к ним стали привлекать именитых голливудских композиторов. Так, музыку к приключенческому экшену «The Last of Us» (2013) сочинил Г. Сантаолаль, а продюсером саундтрека к игре «Beyond: Two Souls» (2013) выступил Х. Циммер.