Историческая драма (в западном кинематографе)
Истори́ческая дра́ма, поджанр драматических произведений кино и телевидения, действие которых происходит в прошлом (Okyayuz. 2016. P. 46). Историческая драма может включать в себя историческую фантастику, романтические, приключенческие и авантюрные сюжеты. Действие таких произведений может быть помещено в какую-либо культурно-историческую эпоху, например в Средневековье или в «ревущие двадцатые» годы в США. Историческая драма, наравне с историческим сериалом, считается одним из наиболее востребованных и эффективных средств популяризации истории среди широкой аудитории (How Good is Television as a Medium for History? 2019).
Фильмы, действие которых происходит в исторические времена, всегда пользовались большим зрительским интересом. «Рождение нации» («The Birth of a Nation», 1915, режиссёр Д. Гриффит) и «Паровоз Генерал» («The General», 1926, режиссёры К. Брукман и Б. Китон) служат яркими примерами успешных ранних кинокартин, события которых разворачиваются в период Гражданской войны в США. В разные эпохи на передний план выходили разные поджанры исторической драмы; например, в 1950-х гг. в голливудском кинематографе господствовали вестерн и пеплум (Kuhn. 2012. P. 98).
Костюмированные драмы
Одной из самых распространенных разновидностей исторической драмы, наряду с военно-исторической, выступает костюмированная драма, восходящая к британской театральной традиции. Костюмированная драма часто выделяется в отдельный жанр исторических драм, преимущественно связанный с киноадаптациями литературных произведений и театральных постановок (произведения Дж. Остин, Ш. Бронте, Ф. М. Достоевского, Ч. Диккенса и др.). К подобным проектам, как правило, привлекают профессиональных историков, декораторов и костюмеров, обеспечивающих максимальную детализацию, точность предметов дизайна и интерьера, к которой чувствительна аудитория (Kuhn. 2012. P. 98). Создатели исторических драм обычно стремятся к аутентичному или хотя бы исторически убедительному облику героев и обстановки, что приводит к появлению гибридов исторических и современных стилей.
Изначально критики определяли костюмированные драмы как фильмы, посвящённые романтическим или семейным отношениям в аристократической среде, противопоставляя их другим историческим драмам, поднимающим более серьёзные темы (например, повествующие о военно-исторических событиях). Костюмированные драмы считались исключительно женским жанром, и на этом основании их зачастую относили к категории «низких». Исторические драмы характеризовались также как консервативный жанр, прославляющий воображаемое прошлое, которого никогда не существовало.
С середины 1990-х гг. меняющиеся требования телеаудитории (преимущественно молодёжной) привели к трансформации некоторых костюмированных драм в «антикостюмированные» (anti-costumes dramas), бросавшие вызов традициям и подвергавшие ревизии прежние жанровые конвенции. Выход таких фильмов, как «Караваджо» («Caravaggio», 1986) и «Эдуард II» («Edward II», 1991) Д. Джармена, «Орландо» («Orlando», 1992) С. Поттер или «Елизавета» («Elizabeth», 1998) Ш. Капура, свидетельствовал о вступлении исторической драмы в период «постнаследия» (post-heritage phase) с фокусом на жестоких сексуальных и политических аспектах жанровой проблематики (Kuhn. 2012. P. 98).
Международные киношколы исторической драмы
Будучи художественным вымыслом, в вопросе достоверности изображаемых реалий исторические драмы полностью зависят от драматургического мастерства своих создателей, т. е. от способности сценаристов сформировать точное представление об исторических обстоятельствах и преобразовать их в убедительный художественный материал. Исторические драмы могут отсылать к реальным лицам или событиям соответствующего периода либо отражать точные представления о нём. Произведения также могут включать в себя как полностью или частично вымышленные исторические сюжеты, так и основанные на биографиях реальных лиц и достоверных событиях [например, фильм «Храброе сердце» («Braveheart», 1995, режиссёр М. Гибсон), посвящённый борьбе рыцаря 13 в. У. Уоллеса за независимость Шотландии]. Некоторые поджанры, в частности альтернативная история и историческое фэнтези, включают в своё повествование спекулятивные или псевдоисторические элементы (Kuhn. 2012. P. 99). Другие исторические драмы тяготеют к жанру докудрамы, в рамках которого делается попытка точного изображения исторического события или биографии в той мере, в какой это позволяют доступные исторические данные.
В азиатском кинематографе сложился собственный канон исторических драм, например жанры дзидайгэки (時代劇) в Японии и уся (武侠) в Китае [в частности, фильмы «Скрытая сила сабли дракона» («魔殿屠龍», 1983, режиссёр Чор Юэнь) и «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» («Crouching Tiger, Hidden Dragon», 2000, режиссёр Энг Ли), основанные на романах Цзинь Юна и Ван Дулу соответственно]. Чжан Имоу снял несколько известных фильмов-уся, таких как «Герой» («Hero», 2002), «Дом летающих кинжалов» («House of Flying Daggers», 2004) и «Проклятие золотого цветка» («Curse of the Golden Flower», 2006). При всей фантастичности фабулы большинства образцов этого жанра, они тем не менее относятся к историческим драмам. Под эту же категорию попадают самурайские фильмы [«Затойчи» («Zatoichi», 2003, режиссёр Китано Такэси), «Убийца сёгуна» («Shogun Assassin», 1980, режиссёры Р. Хьюстон и Мисуми Кэндзи) и др.].
Пеплумы (от греч. πέπλος – платье, одежда, лат. peplum), известные как фильмы «меча и сандалий» (англ. sword & sandal), в основном принадлежат к жанру исторического или библейского эпоса итальянского производства (костюмированные драмы), который доминировал в итальянской киноиндустрии в 1958–1965 гг. Главными героями большинства пеплумов выступали необыкновенно сильные персонажи, например Геркулес, Самсон, Голиаф, Урсус или итальянский народный герой Мацист, доблесть которых состояла в спасении пленниц тиранов и деспотов или в сражении с мифологическими существами. Однако не все фильмы этой категории полностью основывались на вымысле. Во многих из них фигурировали реальные исторические личности – Юлий Цезарь, Клеопатра или Ганнибал, обстоятельства жизни которых сценаристы передавали достаточно вольно. Популярными героями были также гладиаторы, пираты, рыцари, викинги и рабы, восстающие против королей и тиранов.
Исторические драмы и сериалы как инструмент ревизии истории
Исторические сюжеты пользуются успехом у зрителей и приносят телевидению большие доходы. В исторический контент, особенно в исторические драмы, вкладываются значительные ресурсы: предполагаемый бюджет сериала «Корона» («The Crown», 2016–2023) превышает 150 млн долл.; телесериал «Аббатство Даунтон» («Downton Abbey», 2010–2015) продан для показа более чем в 200 странах; а телеканал HBO остаётся одним из крупнейших производителей высокобюджетных постановок, таких как «Рим» («Rome», 2005–2007), «Подпольная империя» («Boardwalk Empire», 2010–2014) или «Дедвуд» («Deadwood», 2004–2006) (How Good is Television as a Medium for History? 2019).
Масштаб съёмок и спектр экранизируемых телевидением исторических сюжетов свидетельствуют о высоком и неослабевающем интересе общества к прошлому, что делает этот медиум важнейшим инструментом освоения исторического наследия. Телереклама и желания телеаудитории гарантируют, что некоторые аспекты прошлого рассматриваются пристальнее, чем другие, а предполагаемые «неточности» даже в исторических драмах, явно основанных на вымышленных событиях, нередко становятся предметом общественной дискуссии. Различные форматы позволяют телевидению привлекать новых зрителей к истории и регулярно знакомить с новыми аспектами прошлого, будь то жизнь нью-йоркского хирурга [«Больница Никербокер» («The Knick», 2014–2015)] или криминальный мир английского Бирмингема начала 20 в. [«Острые козырьки» («Peaky Blinders», 2013–2022).
Значение исторической драмы в современном мире
Многие психологи находят более глубокую причину популярности исторических драм, чем их развлекательная ценность. Помимо того что исторические драмы выступают способом переработки и осмысления человеческого опыта, они могут усиливать сопереживание зрителя персонажам, укреплять социальные связи и способствовать пониманию важных исторических событий (TV That’s Good for You. 2021).
Газета The Guardian в материале, посвящённом австралийскому мини-сериалу «Новые Золотые горы» («New Gold Mountain», 2021), цитирует психолога Э. Кинг, которая утверждает, что «хорошие исторические драмы помогают зрителям разобраться с их опытом; исторические драмы позволяют нам признать непреходящие темы, присутствующие в жизни и отношениях: любовь, самопожертвование, борьба добра со злом, стойкость, взросление, справедливость и смерть. Эти темы подчёркивают универсальность человеческого опыта и могут связать нас с опытом за пределами нас самих, который напоминает нам, что люди тысячелетиями боролись с этими дилеммами и сложностями» (TV That’s Good for You. 2021).
Специалист по психологии медиа П. Ратледж акцентирует внимание читателей на нескольких привлекательных качествах исторических драм. По её словам, последние «фокусируются на эстетике определённого периода. Даже когда они [создатели шоу] пытаются добавить реализма, он всегда оказывается проще, чем в реальной жизни. Основное внимание уделяется персонажам. Декорации и костюмы создают чувство ностальгии и романтического видения других времён» (Jaksic. 2020).