Теннесси Уильямс
Те́ннесси Уи́льямс (Tennessee Williams, псевдоним; настоящие имя и фамилия Томас Ланир Уильямс III, Thomas Lanier Williams III) (26.3.1911, Колумбус, штат Миссисипи – 25.2.1983, Нью-Йорк), американский писатель.
Из семьи торговца. Учился в Университете Миссури (1929–1931). Окончил Университет Айовы (1938). Много путешествовал, жил в разных городах США. С начала 1960-х гг. страдал от алкоголизма и наркозависимости; обстоятельства смерти неизвестны (был найден мёртвым в комнате отеля).
На формирование творческой манеры Уильямса значительное влияние оказали произведения А. П. Чехова, А. Стриндберга, С. Крейна, У. Фолкнера. Начал писать в конце 1920-х гг.; ранние драмы включены в сборники «27 тележек с хлопком и другие одноактные пьесы» («27 wagons full of cotton and other one-act plays», 1946) и «Американские блюзы» («American blues», 1948).
Расцвет творчества – 1940–1950-е гг. Широкую известность принесла пьеса «Стеклянный зверинец» («The glass menagerie», 1945, русский перевод 1967) о трагическом столкновении мечты и реальности. Тема одиночества человека, наделённого тонко чувствующей душой, часто физически ущербного, задыхающегося в примитивном и чёрством окружении, которая поднята в снискавшей большой успех пьесе «Трамвай "Желание"» («A streetcar named Desire», 1947; Пулитцеровская премия, 1948; экранизация Э. Казана, 1951; русский перевод 1967), развита в драмах «Кошка на раскалённой крыше» («Cat on a hot tin roof», 1955; русский перевод 1979; экранизация Р. Брукса, 1958), «Орфей спускается в ад» («Orpheus descending», 1955, поставлена в 1957; русский перевод 1960), «Сладкоголосая птица юности» («Sweet bird of youth», 1959, русский перевод 1975), «Ночь игуаны» («The night of the iguana», 1961, русский перевод 1967), «Татуированная роза» («The rose tattoo», 1951; экранизация Д. Манна, 1955; русский перевод 2001) и др.
В конце 1940-х гг. разработал концепцию т. н. пластического театра, предполагающего эмоциональное воздействие на зрителя не только при помощи текста пьесы и игры актёров, но также музыки, освещения, декорации. Пронизанная состраданием к человеку и отмеченная тонкой психологической разработкой характеров драматургия Уильямса оказала значительное влияние на развитие американской литературы; многие пьесы экранизированы. Среди других сочинений: роман «Римская весна миссис Стоун» («The roman spring of mrs. Stone», 1950), стихотворения, рассказы, эссе.